0
5860
Газета Экономика Интернет-версия

10.04.2014 00:01:00

Самогонщики в России остаются национальными героями

Тэги: алкоголь, спиртное, продажи, статистика


алкоголь, спиртное, продажи, статистика Водка остается для россиян алкогольным напитком номер один. Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)

Россияне, несмотря на рост цен на спиртное, за последние несколько лет пить меньше не стали. Так считают 77% граждан, опрошенных фондом «Общественное мнение» (ФОМ). При этом Росстат фиксирует успех антиалкогольной кампании – в 2013 году продажи водки снизились на 7%. А регионы не устают изобретать свои способы борьбы с пьянством – в Якутии, например, предлагают изгнать алкоголь из магазинов и продавать его только в специализированных точках. Впрочем, эксперты советуют законотворцам не беспокоиться – алкогольные магазины можно и не открывать, ведь в России уже отлично работает продажа суррогатного спиртного с рук.

Власти Якутии собираются запретить продажу алкоголя во всех торговых точках республики – винно-водочные отделы магазинов должны быть наглухо изолированы и переоборудованы в отдельные так называемые алкомаркеты. Если законопроект будет принят, то вступит в силу уже в начале следующего года, пообещали вчера авторы инициативы.

Пока же россияне, несмотря на быстрый рост цен на спиртное, пить меньше не стали – по крайней мере они сами так полагают. Алкогольные привычки населения выяснял фонд «Общественное мнение». На вопрос, считают ли они, что за последние два-три года люди в их городе стали больше пить, утвердительно ответили 36% респондентов. Еще 41% сказали, что ситуация не изменилась. Лишь 11% считают, что люди вокруг стали меньше увлекаться алкоголем. При этом по сравнению с советским прошлым ситуация тоже ухудшилась, говорят респонденты, – 45% уверены, что сейчас люди пьют больше, чем в 70–80-е годы прошлого века, 20% изменений не видят и только 9% говорят об уменьшении потребления. Всего в опросе участвовали 1500 человек – из них «выпивающими» оказались 68%, 10% пить бросили, а 21% никогда и не начинали.

Интересно, что данные Росстата о продажах алкоголя с мнением граждан не очень совпадают.

Вопреки убеждению респондентов ФОМа, что люди сейчас пьют уж никак не меньше, чем раньше, продажи алкоголя в 2013 году упали к предыдущему году на 1,8%. Причем главной «пострадавшей» оказалась водка, которую большинство респондентов ФОМа назвали своим любимым спиртным напитком. Продажи водки в 2013 году упали на целых 7%, а за год до этого – на 3,2%. Продажи пива, которое оказалось у россиян вторым любимым напитком, в 2013 году подросли, но совсем слабо – на 0,6%. Продажи вина остались на прежнем уровне.

Никакой загадки тут нет – просто население мало-помалу перестает пить магазинный алкоголь и переходит на продукцию из гаража, рассказал «НГ» руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

«Нет ни одной социально-экономической причины, чтобы люди бросили пить или сократили потребление на 7%. Потребление крепкого и дешевого алкоголя, в том числе и суррогатного, растет сейчас абсолютно везде, не только в нашей стране. Но в России самый дорогой алкоголь в мире относительно средних зарплат. К снижению потребления это, конечно, не приводит – просто люди перестают покупать качественный алкоголь. Суррогатная продукция – это не просто нелегальная, это спиртосодержащие жидкости двойного назначения, самогон, всякие настойки красного перца и боярышника, а также водка, которая производится в гаражах и продается с рук», – говорит Дробиз.

Рынок алкоголя, по словам эксперта, состоит из трех сообщающихся сосудов: во-первых, легального, во-вторых, нелегального (это качественная заводская продукция, но с украденным акцизом), в-третьих, суррогатного. И все, что могло перетечь из легального в нелегальный рынок, уже перетекло. А особенностью 2013–2014 годов, уверен Дробиз, будет массовое перетекание из нелегального сектора в суррогатный, потому что денег даже на нелегальную продукцию, которая тоже продается в магазинах, но стоит дешевле легальной, у людей уже нет. «Как бы странно и смешно ни звучало, но от катастрофы ситуацию спасает ответственность производителей суррогатной продукции. Это колоссальный бизнес, и его представители не заинтересованы в том, чтобы люди массово травились. Они заинтересованы в том, чтобы люди подольше пили их гадость», – добавляет Дробиз. Эксперт также отметил, что у нас создана мощнейшая сеть по продаже алкоголя с рук – сельская местность практически не имеет магазинов с алкоголем, да они ей уже и не нужны. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1744
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
2121
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
3119
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
2313

Другие новости