0
3517
Газета Экономика Печатная версия

23.10.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Серьезный бизнес не терпит эмоций

Зачем "Трансаэро" в условиях кризиса покупает ненужные самолеты

Михаил Тульский

Об авторе: Михаил Олегович Тульский – президент исследовательского центра «Политическая аналитика».

Тэги: трансаэро, ольга плешакова, бизнес, кредит, аэрофлот


Психологи иногда практикуют такой прием: если вы не понимаете логики человека, если он вас как-то неприятно поражает, то представьте его… в «домашних тапочках». Этот фактор «домашних тапочек» должен «развести» логику и эмоции. Потому что если поступки директора какой-нибудь крупной фирмы не укладываются в разумные рамки, то и не надо их (рамки эти) искать. Это эмоции. Собственно, именно об этом я думал последние несколько дней, наблюдая за бизнес-телодвижениями Ольги Плешаковой, генерального директора «Трансаэро».

Например, Плешакова попросила у правительства денег. Причем не просто так, а мотивированно – у нас кредиты, а тут еще и антироссийские украинские санкции. Потом, получив явно негативный кулуарный ответ, тут же демонстративно от помощи отказалась. Но при этом все еще открыто возмущается, что «Аэрофлоту» государство помогает, а им – нет. Где тут логика?

«Аэрофлот» – компания государственная. И на этом основании получает деньги. Это как семейные отношения. А когда ей объясняют, что при прочих равных вы, матушка, коммерческие рейсы выполняете и деньги эти оставляете у себя, то Плешакова возмущается. «Домашние тапочки» включаются – логики нет, зато полно эмоций.

В такой момент ей даже страшно сказать, что есть, например, компания «S-7», тоже коммерческая и летает без всякой господдержки. Рассчитывает на свои силы, денег в долг не набирает и потому спокойно «съехала» со второго места по объему перевозок на третье. Но при этом там никогда никто не написал ни одного письма с просьбой о госфинансировании. Не хотят идти в «законные жены», так и денег им не надо. Достойно.

«Трансаэро» же – судя по последним новостям – в системном кризисе: недавно были закрыты несколько направлений, пришлось уйти из «Шереметьево» под прикрытием снижения издержек. Кредиты, долги. Во всем мире для таких ситуаций разработаны антикризисные программы. Но госпожа Плешакова решила пойти своим путем. Повесить все на государство, чтобы спокойно… купить дорогущие самолеты: шесть бортов Boeing 747-8 и четыре борта Airbus A380. Скажем мягко, это напоминает переезд из сгоревшего дома в затопленный. Потому что в случае если государство даст Плешаковой денег, то она их тут же профукает на эти самолеты. Покупка просто бессмысленная. Это дальнемагистральные люксовые самолеты. И случись что – внутри России их эксплуатировать невозможно. Банально нерентабельно.

Обычно с таким эмоциональным задором женщины бальзаковского возраста покупают себе бриллианты. Захотелось – купила. Прорехи в бюджете – в игнор, главное, чтобы нравилось. Но бизнес – это не эмоции. Это в жизни можно на последние деньги купить дорогущий «Мерседес», чтобы пустить пыль в глаза подруге. Да и то, такое работало лет 15 назад…

К слову сказать, именно 15 лет назад «Трансаэро» управлял Александр Плешаков, муж Ольги Александровны, и бизнес был вполне ровным. Четким. Предсказуемым. Кстати, вот недавно он, будучи главным исполнительным директором, сообщил, что с началом зимнего сезона все тарифы могут быть подняты на 10–15% из-за того, что рынок авиаперевозок сокращается. Шаг этот разумный, хотя по понятным причинам восторга от пассажиров ждать не приходится. Но как только в СМИ появились негативные комментарии на эту тему, так сразу Плешакова спешно объявила, что «слова были выдраны из контекста, повышения не будет». Эмоции взяли верх над здравым смыслом. Реакция совершенно бабская, причем в самом истеричном исполнении.

Понятно, конечно, девочки – они такие девочки, но есть законы рынка. И можно сколько угодно смеяться над демотиватором «Я не хочу думать, я хочу платье», но бизнес таких установок не прощает. И те женщины, кто приходит в большой бизнес, обычно это понимают. Та же Наталья Филева, председатель совета директоров группы компаний «S-7». Или вот хороший пример: Эльвира Набиуллина. Все четко, только цифры и отчеты, все по учебнику, как учили. Никаких эмоций.

Но Плешакова настойчиво пытается протащить в бизнес тренд: несчастная женщина в мехах и бриллиантах. И ей даже удалось разжалобить кое-кого. Столичный Сбербанк и «Трансаэро» подписали мандат на организацию синдицированного кредита с предполагаемым объемом финансирования 45 млрд руб. Ну что ж, тоже вполне понятно: есть такие мужчины, которым нравятся плачущие женщины в бриллиантах и жалующиеся, что им не на что купить десятую шубу. Такая беда, зима близко. И вот мужчины им помогают. Остается только один вопрос: а что, у нас других нуждающихся в стране нет?

«Тапочки», похоже, и в прямом и переносном смысле вошли в нашу жизнь. Пока госпожа Плешакова эмоционально билась в соцсетях, другая видная дама, которая за свое горе-руководство уже находится под домашним арестом, о тапочках спела. История Евгении Васильевой – вот отличный пример того, как эмоции берут верх над профессионализмом. И наглядная картинка того, чем это заканчивается. Поздно петь о тапочках, если на тебе висят хищения кирзовых сапог. Не должно быть эмоций там, где разговор идет о бизнесе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Флот вооружается «пластмассовыми» кораблями

0
1631
Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Сергей Козлов

Итоги международной выставки IDEF 2021 в Стамбуле

0
947
«Гром» среди ясного неба

«Гром» среди ясного неба

Александр Степанов

Армия раскрыла ударную мощь российских беспилотников

0
1023
Проблемы развития 5G в России не решены

Проблемы развития 5G в России не решены

Николай Поросков

Что нам сулит связь нового поколения

0
572

Другие новости

Загрузка...