0
6176
Газета Экономика Интернет-версия

03.03.2016 00:01:00

Россиянам грозит дефицит лекарств

Тэги: экономика, кризис, медикаменты, лекарства, цены


экономика, кризис, медикаменты, лекарства, цены На 1000 рублей купить в РФ медикаментов получается все меньше. Фото Reuters

Лекарства вне списка жизненно важных препаратов (ЖНВЛП) могут подорожать в этом году на 20%. Таков один из трех сценариев для фармрынка, на который ориентируются специалисты. Кроме девальвации рубля и общего роста цен, подорожание лекарств будет провоцировать и отказ наших чиновников признавать иностранные сертификаты качества препаратов.

Лекарственные препараты в России по итогам прошлого года подорожали на 20%, витамины на 12%, а медицинские изделия – на 30%. Для сравнения: по итогам 2014 года продукция медицинского назначения подорожала лишь на 7%. При этом в натуральном выражении емкость фармрынка в РФ в прошлом году упала до показателей 2005–2006 годов, сообщили аналитики DSM Group.

Не ожидается роста рынка и в 2016 году. Скорее нужно ожидать сокращения продаж в натуральных показателях. «Общее количество проданных упаковок по нашим прогнозам может снизиться на 2%», – говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. При этом в рублевом выражении объем продаж увеличится примерно на 7–10%. «Основным драйвером для роста будет рост цен», – уточняет он. А в разных макроэкономических сценариях подорожание лекарств вне списка ЖНВЛП может составить от 8 до 20%.

Минимальное подорожание лекарств на 8–12% возможно в базовом сценарии при общей инфляциции в 2016 году на уровне 12–15%, считает гендиректор IMS Health Russia&CIS Николай Демидов. Не исключен и негативный сценарий, когда доходы упадут ниже официальных прогнозов, а общая инфляция достигнет 17–22%. В этом случае цены на лекарства увеличиваются за год на 15–20%.

Оптимистичный сценарий предполагает, что падение реальных доходов граждан в 2016 году прекратится, а общая инфляция составит 9–12%. При таких условиях цены на лекарства увеличатся только на 6–12%. Пока условия для реализации оптимистичного сценария не складываются, отмечает Демидов. Шанс на него появится, если нефтяные среднемесячные цены увеличатся до 45–50 долл. за баррель до конца второго квартала. «Тогда возможны дополнительные индексации зарплат и пенсий, погашение задолженностей по зарплате, что положительно скажется на спросе», – предполагает Демидов. Дополнительным фактором для сдерживания цен, по его словам, может стать ослабление госрегулирования цен в рамках списка ЖНВЛП. 

Напомним, перечни ЖНВЛП утверждаются правительством в целях госрегулирования цен на лекарства. Сам же список ЖНВЛП с марта был расширен на 42 препарата, и теперь в нем содержится 646 наименований. Расширение сферы госконтроля цен станет условием для подорожания препаратов вне списка ЖНВЛП. И ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предупреждала, что с российского рынка могут уйти около 200 отечественных препаратов, в производстве и реализации которых сегодня не заинтересованы ни производители, ни аптечные сети (см «НГ» от 20.02.16).

Не лучшим образом отразится на фармрынке и решение чиновников не признавать выданные за границей сертификаты GMP (Good Manufacturing Practice). Стандарт GMP гарантирует, что вся продукция соответствует заявленному химическому составу, а производство и упаковка исключает попадание посторонних веществ. С 1 января 2016 года в РФ все лекарственные новинки должны доказывать соответствие присвоенного им международного сертификата GMP. В текущем году доказывать соответствие GMP придется тем компаниям, которые еще не работали на российском рынке, а уже с 2017 года – всем производителям.

Иностранные компании не в восторге от повторых российских проверок соблюдения международного стандарта GMP, сообщает Deutsche Welle (DW). «Правила GMP касаются контроля не самих лекарственных средств, а тех мест, где они производятся», – цитирует DW директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Ольгу Колотилову. Как пояснила чиновник, фармпредприятие сможет получить требуемый сертификат и зарегистрировать свое лекарство для продажи в РФ только после того, как специальная комиссия посетит завод, где производятся препараты, и оценит все условия производства, хранения и упаковки лекарственных средств.

В Минпромторге признают, что большинство западных производителей имеют международные сертификаты GMP. И хотя требования российского GMP эквивалентны требованиям ЕС, производителям все равно придется получать российскую версию. Для проверки зарубежных площадок было создано семь бригад. Плата за выезд одной бригады может составить до 2,8 млн руб., а расходы ложатся на производителя.

Рост расходов производителей отразится на стоимости лекарств или даже на их присутствии на российском рынке, говорит исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков. Кроме того, инспектирование подразумевает не единовременную проверку с последующей выдачей бессрочного сертификата, а регулярные проверки раз в три года. «Часто производство одного препарата происходит на нескольких зарубежных заводах, и инспектирование каждого из них предполагает оплату в полном объеме», – уточняет эксперт. Только в производстве лекарств для российского рынка участвует около 3000 производственных площадок компаний, которые рассредоточены по всему миру. Суммарная плата за их инспекции может составить 8,4 млрд руб.

Впрочем, некоторые эксперты надеются, что российские проверки не должны повлиять на стоимость препаратов. «Стоимость сертификации новых препаратов можно считать несущественной», – говорит аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. По мнению экспертов, сегодня государство должно больше беспокоиться не о росте цен на лекарства, а о рисках возникновения дефицита. 

Дефицитом зарубежных препаратов в России может обернуться и последнее новшество ФАС. Ранее СМИ сообщали о том, что ФАС обсуждает поправки в законодательство, по которым российские компании могут получить право использовать разработки и изобретения без согласия обладателя патента. Во вторник глава ФАС Игорь Артемьев в интервью телеканалу «Россия 24» указал, что новшество не должно стать массовой практикой. «Это не будет применяться вообще или будет применяться в крайнем случае», – заявил чиновник, уточнив, что законодательством должен быть предусмотрен такой частный случай. 

Действительно, соглашался экономист Сергей Алексашенко, нормы ВТО позволяют стране изготавливать не  защищенные патентами средства, но  впоследствии это может обернуться против самой РФ. «В итоге новые лекарства могут вообще не появляться в  РФ», – говорит он. Тем не менее, считает Алексашенко, в  период санкций изготовление лекарств без патентов могло бы решить проблему доступа населения к необходимым препаратам. «Сегодня на российском рынке около 20 препаратов, находящихся под патентной защитой. В основном это лекарства для лечения ВИЧ и онкологии. И отказ от патентной защиты, наоборот, должен удешевить производство таких лекарств и предотвратить их возможный дефицит на рынке», – указывает гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1738
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1155
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1412
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
887

Другие новости