0
14111
Газета Экономика Интернет-версия

20.05.2016 00:01:00

Перевалка нефти как форма кормления

Тэги: нефть, транснефть, новороссийский морской порт, сергей киреев


нефть, транснефть, новороссийский морской порт, сергей киреев Если судить по данным СПАРК, схематически связь между ООО «Порткомплектимпекс» и АО «ТНТ» выглядит примерно так. Источник: СПАРК

Под эгидой монополиста на российском рынке транспортировки нефти – ОАО «АК «Транснефть» – в Новороссийском морском порту обнаружилась странная схема, которая, похоже, позволяет кормиться многочисленным посредникам. Причем эта ситуация может быть выгодна и руководству «Транснефти».

Еще в 1967 году «Транснефть» основала одно из базовых дочерних предприятий – АО «Черномортранснефть», которое заведует перекачкой нефти по магистральным нефтепроводам в шести субъектах Российской Федерации, в том числе и в Краснодарском крае. Согласно материалам сайта компании, АО «Черномортранснефть», в свою очередь, является учредителем АО «Транснефть-Терминал», занимающимся перевалкой экспортируемой нефти через Новороссийский порт и наливом нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы. Возглавляет компанию Сергей Киреев.

Интересно, что, по данным СПАРК, имя Сергея Киреева значится в руководстве еще ряда компаний, формально не имеющих отношения к «Черномортранснефти». Среди них ООО «ТНТ», название которого расшифровывается как «Транснефтьтерминал», что совпадает с названием официальной «дочки» АК «Транснефть». Да и занимается компания тем же самым, что и ее тезка, – транспортировкой нефти и нефтепродуктов. По трубопроводам.

Но есть один нюанс. Согласно СПАРК, учредитель «ТНТ» вовсе не АК «Транснефть», а некое ООО «ГАВ».

Что же это за ООО? Согласно базе СПАРК, среди учредителей «ГАВ» значатся два лица – Дмитрий Викторович Алексеев и Игорь Валерьевич Гаврилов. Судя по всему, головная компания имеет небольшой оборот, и директором в ней, вероятно, выступает однофамилица (возможно, жена) совладельца. То есть, по сути, «ГАВ» можно назвать просто способом «хранения» собственности. Нужно отметить, что контактный адрес электронной почты АО «ТНТ» – plahotnukvv@marine-port-service.com. Он же обнаруживается в СПАРК в контактах головной «Транснефти», а также ООО «Морсервисфлот».

Интересно, что АО «ТНТ» – крупная компания с миллиардным оборотом – к тому же является заказчиком модернизации Новороссийского морского порта. Согласно материалам СПАРК, в январе 2016 года она провела два конкурса на оказание услуг, по итогам которых 10 марта 2016 года с ООО «Порткомплектимпекс» заключаются два контракта – на строительство складских помещений для технологического перевалочного комплекса (на 179 117 189 руб.) и техническое перевооружение насосной станции легких нефтепродуктов (на 63 112 826 руб.).

Но конкурс получается необычный: складывается впечатление, что Киреев странным образом участвует в нем и в качестве заказчика (как генеральный директор «ТНТ»), и в качестве исполнителя. Ведь, согласно СПАРК, Киреев связан с «Порткомплектимпексом» через «Южную бункерную компанию», «Стэлс» и «Стэнойл». То есть «Транснефть-Терминал», по сути, проводит конкурс, в котором победила «дочка». В свою очередь, собственником компании-победителя, согласно данным СПАРК, является человек по имени А.В. Тарасенко. Эти инициалы и фамилия совпадают с именем генерального директора ФГУП «Росморпорт» Андрея Тарасенко.

Таким образом, похоже, что в морском порту Новороссийска сложилась странная схема, с помощью которой некие частные компании и их руководители являются посредниками для перевалки нефтепродуктов под крылом АК «Транснефть». Скорее всего задействованные в схеме фирмы сами определяют размер своего вознаграждения, а в результате возникает «бизнес-чудо», в результате которого посредники обогащаются за счет нефтяников.

Как пишет издание «Новый день» РИА «Новый Регион» (10.05.16), «ключевую роль в реализации схемы мог играть вице-президент «Транснефти» Алексей Сапсай, ранее возглавлявший в «Транснефти» ЦУП «ВСТО» – строительство знаменитого трубопровода. Напомним, по итогам этого процесса аудиторами Счетной палаты было обнаружено нарушений на миллиарды рублей.

Странно, что правоохранительные органы закрывают глаза на происходящее. Обществу было бы важно узнать от президента «Транснефти» Николая Токарева: неужели оператор перекачки нефти перешел в частные руки и на каких основаниях это произошло? А вот силовикам и антимонопольной службе будет интересно разобраться – являются ли нормальными контракты, подписанные фактически одним и тем же человеком со стороны заказчика и исполнителя.

Ответ ОАО «АК «Транснефть» 
на статью «Перевалка нефти как форма кормления»

В выпуске «Независимой газеты» за 20–21 мая 2016 года № 96–97 на странице 6 была опубликована статья Артура Мелконяна «Перевалка нефти как форма кормления».
В этой публикации под видом изложения проверенных в надежных источниках фактических сведений о деятельности оператора российских трубопроводных систем – ОАО «АК «Транснефть» (далее также – Компания) и его дочерних структур приведен ряд утверждений, которые вкупе с выводом, отраженном в названии статьи, формируют в глазах читателей негативный образ Компании.

Выборочное использование автором не подтвержденной у официальных представителей Компании информации о деятельности организаций системы «Транснефть», полученной из системы СПАРК (бизнес-проект Интерфакса, предоставляющий неофициальную базу данных о юридических лицах), агрессивно-провокационный стиль статьи и – как результат – выдвинутые в ней безосновательные обвинения вынуждают Компанию, дорожащую своей репутацией, прояснить ситуацию с перевалкой нефти в Краснодарском крае.
В статье указано, что в Новороссийском морском порту услуги по перевалке нефтепродуктов, относящиеся по закону к сфере естественной монополии, оказываются некими частными предприятиями – АО «Транснефть-Терминал» (факт первоначального учреждения которого сторонней организацией был якобы скрыт на сайте Компании) и ООО «Транснефть-Терминал» (якобы «формально не имеющим отношения» к системе «Транснефть», но носящим при этом ее имя).

Между тем в действительности обе организации, обеспечивавшие в различные периоды времени отдельные технологические этапы транспортировки нефти и нефтепродуктов, на 100% принадлежат системе «Транснефть».

ООО «Транснефть-Терминал» было создано в 2007 году. В 2016 году оно было реорганизовано путем присоединения к ООО «Транснефть-Сервис» (также полностью принадлежащему дочерним предприятиям ОАО «АК «Транснефть»).

АО «Транснефть-Терминал» (прежнее наименование – ЗАО «Морской портовый сервис») было в июле 2010 года приобретено дочерними организациями Компании у ООО (ранее – ЗАО) «ГАВ» и лишь после этого стало осуществлять деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов в порту Новороссийска «под эгидой монополиста».

Информация об этих обстоятельствах представлена на сайте Компании в свободном доступе.
Таким образом, выводы автора о том, что «частные» организации осуществляют деятельность, связанную с оказанием услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов в Новороссийском морском торговом порту, представляются абсолютно некорректными. При этом журналисту, занимающемуся подготовкой статей на экономические темы, следовало бы отличать учредителя юридического лица (который, создав компанию, может в любое время продать свой бизнес) от его участника (реального собственника доли на конкретный период времени).
Также не соответствуют действительности и доводы о возможности произвольного установления упомянутыми организациями размера «своего вознаграждения». Как субъекты естественной монополии все нефтетранспортные предприятия системы «Транснефть» работают исключительно по тарифам, утверждаемым Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).

Помимо изложенного в статье приводится искаженная информация, касающаяся проведенных в интересах АО «Транснефть-Терминал» конкурсов на право заключения контрактов на модернизацию Новороссийского морского торгового порта. По утверждению автора статьи, победитель двух конкурсов ООО «Порткомплектимпекс» якобы «связан» с руководителем АО «Транснефть-Терминал» С.Г. Киреевым через ряд сторонних организаций (ООО «Южная бункерная компания», ООО «Стэлс», ООО «Стэнойл», ООО «Нафта Ойл», ООО «Черноморбункер»).

Между тем после начала работы С.Г. Киреева в системе «Транснефть» он в соответствии с корпоративной политикой Компании полностью вышел из состава участников и руководителей всех сторонних юридических лиц, в связи с чем какая-либо связь, прямая или косвенная, С.Г. Киреева с ООО «Порткомплектимпекс» и иными упомянутыми организациями на момент проведения конкурсных процедур отсутствовала.

При этом документированная информация о результатах конкурсных процедур по указанным контрактам была в соответствии с законом опубликована Компанией на официальном сайте ОАО «АК «Транснефть», а также государственном сайте www.zakupki.gov.ru.
Предположения, высказанные автором в отношении вице-президента ОАО «АК «Транснефть» А.Н. Сапсая со ссылкой на материалы издания «Новый день» РИА «Новый Регион», не имеют под собой оснований, так как вопросы перевалки нефти не входят в его служебные полномочия.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
801
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1475
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1314
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2478

Другие новости