1
67747
Газета Экономика Печатная версия

24.04.2017 00:01:00

"Платон" решил переобуться на ходу

Помимо дальнобойщиков в систему могут включить рейсовые автобусы

Тэги: транспортная забастовка, дальнобойщики, платон, тарифы, конфликт, глонасс, спч


транспортная забастовка, дальнобойщики, платон, тарифы, конфликт, глонасс, спч Протестующие водители предупреждают о проблемах с поставками нового урожая. Фото со страницы Объединения перевозчиков России в «ВКонтакте»

Конфликт вокруг системы «Платон» не утихает. Противники новой схемы взимания платы заявляют о растущем экономическом ущербе от транспортной забастовки. А руководство «Платона» теперь старается отодвинуть главную фискальную функцию на задний план и выставить вперед планы будущего превращения «Платона» в интеллектуальную логистическую систему, которая охватит в том числе другие виды транспорта. В итоге создается впечатление, что ради оправдания «Платона» власти могут даже частично пожертвовать системой ГЛОНАСС.

Астраханские депутаты решили обратиться к федеральным коллегам с просьбой проверить обоснованность и эффективность системы «Платон», сообщило в пятницу агентство «Астрахань 24». Местные дальнобойщики не соглашаются на пересмотр тарифов и требуют полной отмены «Платона». Под угрозой оказался вывоз раннего урожая из региона. Эти потери могут объединить в протесте аграриев и водителей. Протесты грозят перебоями поставок товаров.

На конфликт вокруг «Платона» обратили внимание в Совете при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). В конце минувшей недели рабочая группа по защите прав автомобилистов распространила заявление члена СПЧ Игоря Юргенса, в котором введение платы с большегрузов в рамках системы «Платон» и дальнейшее ее повышение названы «необоснованным обременением малого и среднего бизнеса в сфере грузоперевозок».

Рабочая группа считает, что протесты дальнобойщиков и ухудшение состояния отрасли грузоперевозок – «результат недостаточно продуманных мер, осуществляемых правительством и отраслевыми ведомствами». 

Руководство «Платона», в свою очередь, пытается отвлечь внимание общественности от фискальной нагрузки на грузоперевозчиков и рассказывает о перспективах развития в стране современной интеллектуальной логистики. «Систему «Платон» неправильно рассматривать как чисто фискальный инструмент. Возможности, которые в нее заложены, огромны», – заявил в пятницу в интервью агентству «Прайм» гендиректор оператора государственной системы «Платон» Антон Замков.

По его словам, «Платон» мог бы стать основой для интеллектуальной транспортной системы страны. «Необязательно даже говорить о бортовых устройствах именно системы «Платон», –  рассказывает Замков. – Мы можем интегрировать его и в сторонние бортовые устройства». Например, в тахографы. Также можно начать интеграцию с другими  видами транспорта и получить в итоге «настоящую логистическую экосистему страны».

«Можно интегрировать сервис бронирования грузовых вагонов на одной площадке с распределением грузов на автомобильных дорогах. Тогда можно было бы создать «бесшовную» грузоперевозку на любое расстояние», – продолжает он.

Замков привел и другие примеры, как можно использовать «Платон»: с его помощью можно проводить мониторинг движения мусоровозов, отслеживать перевозки, осуществляемые международными автобусами.

Возникает, правда, вопрос: как быть с не менее пропагандируемой системой ГЛОНАСС? Не исключено, что в данном случае власти готовы даже пойти на некоторые жертвы. Спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил в пятницу, что  «Платон» надо объединять с системой ГЛОНАСС. «Я исхожу из очень простого принципа: зачем в грузовик ставить два датчика, когда можно поставить один, который работает и под «Платон», и как чисто навигационный», – пояснил Иванов.

Некоторые эксперты видят рациональное зерно в расширении функций «Платона».

«Суть в том, чтобы информацию о сборах и транспортных средствах агрегировать в статистическую аналитику. Таким образом, система персонифицирует свои рекомендации по времени, частоте и маршруту транспортного потока каждому транспортному средству в зависимости от времени суток и его физического нахождения в режиме реального времени, – поясняет доцент Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства и госслужбы Эмиль Мартиросян. – Это своего рода возврат транспортным компаниям части собранного налога через оказание аналитической услуги, которая приведет к сокращению их затрат».

Мартиросян считает, что даже в таком расширенном виде «Платон» не будет дублировать технологию ГЛОНАСС: «ГЛОНАСС – система отслеживания, а «Платон» в потенциале может стать аналитической системой, которая интерпретирует транспортные потоки и дает рекомендации по оптимизации».

По оценкам исполнительного директора компании HEADS Consulting Никиты Куликова, за счет обещанного руководством «Платона» сокращения времени на оформление грузов можно снизить издержки на 30%. Однако он уточняет, что подобные обещания похожи на «попытку «одеть» «Платон» в новую привлекательную упаковку», которая заставит бизнес платить реальную стоимость за пользование федеральными трассами.

Куликов считает, что введение более функциональной системы «смогло бы объективно обосновать рост тарифа до изначального». Напомним, в конце марта правительство продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 1,53 руб. до 1,9 руб. за 1 км вместо запланированных 3,06 руб. Тариф проиндексирован лишь на 25%, сообщал ТАСС. При этом полноценный тариф составляет 3,73 руб. с 1 км, просто сейчас он устанавливается с понижающими коэффициентами.

Аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко замечает, что если под тарифы «Платона» подпадет пассажирский транспорт, междугородные и международные автобусные рейсы, то это не вызовет восторга у перевозчиков, зато, возможно, успокоит дальнобойщиков.

Многие эксперты соглашаются, что руководство «Платона» пытается придумать оправдание для существования системы.

Так, вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева расценивает интервью Замкова как «свидетельство того, что «Платон» нуждается в дополнительной легитимации», «чтобы в массовом сознании выйти за рамки просто очередной системы поборов». По ее мнению, руководство хочет донести до массовой аудитории, что дальнобойщики протестуют против прогресса. «Представление «Платона» в качестве всеобъемлющей аналитической системы – лишь слабая попытка оправдать необходимость сохранения этой системы», – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Как замечает Куликов, отслеживание местонахождения грузов, в том числе опасных, разных видов транспорта «может пригодиться как правоохранительным органам, так и другим ведомствам». Правда, для самого бизнеса выгода от этого туманна, зато новые функции «смогут сделать систему более полезной в глазах общественности», уточняет он.

Эксперты пока полагают, что полная отмена сборов в рамках системы «Платон» маловероятна. В частности, Татьяна Минеева поясняет, что отказ от системы «будет означать провал работы правительства на данном участке, чего само правительство в лице его председателя признать никак не может».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Помощь "депрессивной десятке" не дает результатов

Помощь "депрессивной десятке" не дает результатов

Михаил Сергеев

Подшефные правительству территории наращивают свои долги

1
1275
Студентов учат без перспективы трудоустройства

Студентов учат без перспективы трудоустройства

Анатолий Комраков

Система образования живет в докризисной реальности

0
1398
Россия отстает от Китая – теперь и по ВВП на душу населения

Россия отстает от Китая – теперь и по ВВП на душу населения

Ольга Соловьева

Производство на каждого жителя в РФ уже опустилось ниже 10 тысяч долларов в год

0
1622
В январе-феврале 2021 года Россия экспортировала в страны дальнего зарубежья 32,83 млн т нефти

В январе-феврале 2021 года Россия экспортировала в страны дальнего зарубежья 32,83 млн т нефти

0
573

Другие новости

Загрузка...