0
9563
Газета Экономика Печатная версия

21.04.2019 19:24:00

Военная база в Тартусе станет российским нефтяным хабом

США и Израиль подыграли Москве в ее негласном стремлении вытеснить Иран со средиземноморского побережья

Тэги: сирия, тартус, нефтяной хаб, рф


сирия, тартус, нефтяной хаб, рф В Тартус Россия пока направляет в основном корабли ВМФ. Фото со страницы Министерства обороны РФ в «ВКонтакте»

Итоги визита вице-премьера РФ Юрия Борисова в Дамаск говорят о том, что уже в скором времени основные поставки нефти в Сирию будет осуществлять РФ, а не Иран. И главным нефтяным хабом здесь станет 720-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России в Тартусе, а также прилегающая к нему портовая инфраструктура.

После встречи главы США Дональда Трампа с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси 9 апреля, как сообщают западные СМИ, Каир стал негласно блокировать прохождение иранских нефтяных танкеров через Суэцкий канал. В результате в Сирии разразился бензиновый кризис, что и стало, видимо, главной причиной внезапного визита Борисова в Дамаск.

 Россия арендует ПМТО у Сирии с 2016 года на 49 лет (см. «НГ» от 23.01.17). Как выясняется, в ходе встречи российского вице-премьера с президентом Сирии Башаром Асадом Москва и Дамаск договорились, что не только ПМТО, а весь сирийский морской порт Тартус «в течение ближайшей недели будет передан в аренду России на 49 лет для транспортно-экономического использования». «Мы очень хорошо продвинулись в этом вопросе и надеемся, что в течение недели контракт будет подписан и на 49 лет порт Тартус перейдет в эксплуатацию российского бизнеса», – сказал Борисов по итогам переговоров с Асадом. Кто будет подписывать контракт – неизвестно. Но, по всей видимости, это технический вопрос, и дополнительных межправительственных соглашений  не потребуется.

Данные шаги России выглядят запоздалыми, поскольку аналогичное соглашение Иран с Сирией по аренде другого морского порта (в Латакии) подписали в феврале 2019 года. Тогда впервые после начала сирийского кризиса в Тегеране побывал Башар Асад. Соглашение по эксплуатации Ираном порта в Латакии, которое должно вступить в силу после 1 октября с.г., не на шутку встревожило не только США и Израиль, но и Россию. И очевидно, данная тема была предметом переговоров во время приезда в Москву израильского премьера Биньямина Нетаньяху (см. «НГ» от 09.04.19).

Страны коалиции во главе с США озабочены тем, что не смогли взять под контроль основные сухопутные транспортные пути, идущие из Ирана через Ирак в Сирию. И фактически Иран сейчас имеет возможности наращивать свои позиции на сирийском побережье в Средиземном море. Однако перманентное присутствие вблизи иранских маршрутов в Ираке и Сирии боевиков из ячеек «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) говорит о том, что, во-первых, сейчас отряды ИГ на контролируемых Дамаском территориях являются главной ударной силой, стремящейся разрушить «шиитский пояс». И во-вторых, как отмечали российские военные источники, структуры ИГ негласно поддерживаются американскими спецслужбами. То есть через ИГ Вашингтон пытается влиять на способность Дамаска контролировать ситуацию в долине Евфрата и в целом в Сирии. И видимо, это удалось, поскольку не только поддерживаемые американцами сирийские курды, но и ирано-иракские фирмы через погранпереход на границе в районе Абу-Кемаля не смогли организовать бесперебойное снабжение нефтепродуктами топливной экономики Сирии.

Судя по складывающейся обстановке, США и Израиль дали России своеобразный карт-бланш, чтобы вместо «иранской» Латакии именно российский Тартус стал на время главными нефтяными воротами Дамаска. Правда, до начала гражданской войны (то есть до 2011 года) в Тартусе нефть и другие углеводороды отгружались на экспорт, а сейчас нефтяные терминалы порта работают и будут работать на импорт.

Согласно данным, опубликованным два года назад в издаваемом Минобороны РФ «Зарубежном военном обозрении», до кризиса «сирийская топливная промышленность, несмотря на ее скромное 33-е место в мире, по объемам добычи нефти всегда являлась стратегической для национальной экономики. Доходы от экспорта нефти были основным источником поступлений в бюджет страны. Оценочные запасы нефти и газа в стране составляли 2,5 млрд барр. и до 300 млрд куб. м соответственно». Основными потребителями сырой нефти Сирии до начала вооруженного конфликта и введения странами ЕС против Дамаска санкций «являлись страны Европейского союза: Германия, Италия, Франция, Нидерланды, Австрия и Испания».

В 2010 году (до введения санкций) добыча нефти составляла 400 тыс. барр. в сутки. Но сегодня нефти в Сирии добывается на порядок меньше. А то, что добывается, продается через Турцию и Ирак (Курдистан) в страны ЕС, минуя бюджет Дамаска. И этот факт отметил вице-премьер Борисов в минувшую пятницу, заявив, что «основные месторождения углеводородов находятся сегодня вне досягаемости сирийского правительства» (речь о месторождениях, расположенных восточнее Евфрата), что, видимо, и является главным побудительным мотивом сдачи в аренду России всего морского порта Тартус.

Для Москвы, у которой почти вся экономика держится на нефтяном экспорте, такая формула сотрудничества с Дамаском будет эффективной. При этом и у режима Асада появится возможность реанимировать свою топливную промышленность. В Сирии есть два больших нефтеперерабатывающих завода в городах Хомс и Банияс. При поддержке РФ они восстанавливаются и усиливают производительность. Причем завод в Баниясе соседствует еще со средиземноморским морским портом, способным принимать танкеры дедвейтом до 120 тыс. т. Этот нефтезавод, как и аналогичное предприятие в Хомсе, связан с углеводородными терминалами в Тартусе. При этом морской порт Тартус рассчитан на прием танкеров дедвейтом до 210 тыс. т.

«Конечно, Россия, отменившая экспорт нефти в Украину, способна обеспечить потребности в ней сирийской промышленности. Однако сдача в долгосрочную аренду РФ морского порта Тартус с большой долей вероятности говорит о том, что нефтезаводы, находящиеся под контролем режима Асада, очень долго, может быть никогда, не получат собственную сирийскую нефть, добываемую на оккупируемых территориях. То есть этим шагом РФ негласно соглашается с территориальным разделом страны, где восточнее Евфрата почти вся нефтедобывающая инфраструктура Сирии будет под контролем стран коалиции во главе с США», – отметил в беседе с «НГ» военный эксперт полковник Владимир Попов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ начинает работу над политическими ошибками

КПРФ начинает работу над политическими ошибками

Дарья Гармоненко

Вопросы "народного референдума" оказались непонятными, агитационные технологии – несовременными

0
1625
Николас Кейдж борется за право быть "Серфером"

Николас Кейдж борется за право быть "Серфером"

Наталия Григорьева

Герой триллера сходит с ума под палящим австралийским солнцем

0
1512
В Сирии нарастает потенциал гражданского конфликта

В Сирии нарастает потенциал гражданского конфликта

Игорь Субботин

Новая волна насилия накрыла алавитские районы Хомса

0
2082
КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
2388

Другие новости