0
3003
Газета Экономика Интернет-версия

16.04.2020 18:23:00

Опросы показывают, что россиянам становится все сложнее переносить самоизоляцию

Потребительский оптимизм в России падает

Тэги: коронавирус, пандемия, covid19, здравоохранение, здоровье, самоизоляция, карантин, общество, власть

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid-19, здравоохранение, здоровье, самоизоляция, карантин, общество, власть Фото pixabay.com

По данным еженедельного мониторинга GfK «Эффект COVID-19», до ввода жесткого режима самоизоляции 20% жителей российских городов жаловались, что им сложно переносить ограничения в образе жизни из-за распространения коронавируса, на второй неделе самоизоляции таких было уже 32%. 

Трудности текущего периода, а также плохие предчувствия в отношении национальной экономики и собственных финансов не способствуют росту потребительского оптимизма.  По данным GfK, в городской России комплексный Индекс потребительских настроений продолжает находиться в красной зоне на уровне 61 пунктов (на 15-й неделе). 47% считают, что сейчас неудачное время для крупных покупок.

Этот релиз подготовлен на основе данных 3-ей волны онлайн-исследования GfK «Эффект COVID-19», проведенной на неделе с 6 по 12 апреля 2020 года. Старт всего исследования состоялся в период с 27 по 30 марта 2020 года, когда был официально объявлен режим самоизоляции. Выборка репрезентативна онлайн-аудитории в городах России с населением 100 тыс +.  Цель исследования – мониторинг настроений российских потребителей и изменений в покупательском поведении, а также изучение процесса адаптации к новому укладу жизни.

Снижение Индекса потребительских настроений наблюдается во всех регионах России и затронуты все возрастные страты. Даже всегда оптимистичная молодежь почувствовала всю серьезность ситуации. А ситуация, в целом, меняется каждую неделю, потребители сейчас очень чувствительны к новостям, в лидеры по пессимистичным настроениям выходят то одни возрастные группы и регионы страны, то другие. 

Индекс потребительских настроений складывается из оценок потребителями состояния и перспектив национальной экономики и собственных финансов, а также оценок целесообразности крупных покупок. И самое заметное падение сейчас наблюдается в оценках потребителями перспектив национальной экономики на ближайшие 12 месяцев, и, как следствие, растут опасения за собственное материальное положение.

По сравнению с докризисными показателями, Индекс собственного материального состояния потребителей снизился более, чем на четверть (с 90 пунктов в 4м квартале 2019 года до 70 пунктов на 13й неделе и далее до 66 пунктов на 15 неделе 2020 года). 41% опрошенных говорят, что их уже коснулись изменения в зарплате (сокращение, задержка, неоплачиваемый отпуск, увольнение).

Растет обеспокоенность безработицей. На 15-й неделе 37% жителей российских городов отмечали этот пункт в числе своих главных источников для беспокойства. На 13-й неделе было 32%. И рост беспокойства небезоснователен. 27% говорят, что обеспокоены кризисом в компании, в которой они либо их близкие работают (ранее - 24%).

Неудивительно, что на этом фоне есть опасения, что начнут повышаться цены. 55% опрошенных указали рост цен в числе своих самых больших проблем.

Коронавирус остается на втором месте в списке главных проблем россиян. Эпидемией обеспокоены 46% жителей российских городов.

Однако, в третьей волне исследования GfK зафиксировано снижение обеспокоенности из-за коронавируса (50% в 1-ю волну и 52% во 2-ю отмечали коронавирус как беспокоящую проблему).

На второй неделе самоизоляции у жителей российских городов начала накапливаться усталость и растет отвержение опасности.  В 1-ю волну исследования 35% опрошенных оценивали вероятность заразиться как низкую, в 3-ю – таких оказалось уже 40%.

«Восприятие ситуации с коронавирусом меняется каждую неделю. На первый неделе самоизоляции наблюдался рост оптимистичных прогнозов развития ситуации с коронавирусом. Вводимые меры по борьбе с эпидемией находили еще большую поддержку, росло доверие к власти. На второй неделе самоизоляции, когда пришло понимание, что дома придётся сидеть еще долго, зафиксировано снижение поддержки жестких мер самоизоляции и пошли вниз оценки их эффективности. На третьей неделе растет мнение о преувеличении опасности, снижается доверие различным источникам информации, включая ВОЗ и правительство. 

Очевидно, что потребитель проходит через все стадии принятия проблемы – начиная с отрицания и торга, а сейчас начинается сложный период депрессии, который придется пройти, чтобы двигаться дальше. У брендов и ритейлеров, сейчас, кроме обеспечения важными для потребителя товарами, есть очень важная миссия – проявлять эмпатию, объединять и поддерживать людей в текущей ситуации и делать реальные осязаемые дела», - говорит Кристина Нарыкова, руководитель отдела исследований потребителей компании GfK Rus.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Попытка сохранить стабильность ведет к дестабилизации экономики

Попытка сохранить стабильность ведет к дестабилизации экономики

Михаил Сергеев

Продолжение старой политики угрожает ростом социальной напряженности в стране

0
1825
Спецоперацию и будущее России оппозиционеры обсудят в Вильнюсе

Спецоперацию и будущее России оппозиционеры обсудят в Вильнюсе

Дарья Гармоненко

Эмигранты ждут на свой форум министров, евродепутатов и дипломатов стран Запада

0
1769
Константин Ремчуков: Пекин резко сворачивает дипломатическое и военное сотрудничество с США

Константин Ремчуков: Пекин резко сворачивает дипломатическое и военное сотрудничество с США

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 08.08.22

0
2197
Выборы на фоне новой волны ковида могут поменять формат

Выборы на фоне новой волны ковида могут поменять формат

Дарья Гармоненко

Регионы, где введено однодневное голосование, могут пересмотреть процедуру волеизъявления

0
1118

Другие новости