0
4335
Газета Экономика Интернет-версия

20.06.2020 15:36:00

Почему бензин дорожает

Эксперты винят в ситуации целый ряд сезонных факторов и демпфирующий механизм

Тэги: бензин, промышленность, нефть, нефтяная компания


бензин, промышленность, нефть, нефтяная компания Фото Pixabay.com

В России рекордно подорожал бензин, пока лишь на биржах, и, например, за тонну АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже давали накануне выходных 56,7 тыс. руб. В среднем оптовые цены на бензин в РФ стали максимальными в нынешнем году и уже сравнялись с уровнем мая 2019 года, даже в условиях значительно меньшей стоимости нефти. Почему же возникла такая ситуация? Эксперты отмечают, что причин для подобной ситуации сразу несколько. В-первую очередь, непрогнозируемое увеличение спроса, во-вторых, наступление периода летних отпусков и повышение спроса на передвижение на личном транспорте, в-третьих, ремонты нефтеперерабатывающих заводов, в-четвертых, отрицательная экономика нефтепереработки связанная с демпфирующим механизмом.

Демпфер не на пользу экономике

Нефтеперерабатывающие заводы в мае снизили производство, что было связано как с тем, что некоторые начали сезон ремонтов, так и с тем, что часть из них попытались приспособиться к падению спроса на топливо из-за карантинных мер. В июне же спрос на бензин резко возрос как в результате вывода многих регионов из карантинного режима, так и в связи с тем, что граждане стали активнее использовать личный транспорт, а в стране начался сезон отпусков. Но, как говорят эксперты, особенно сильно влияет на ситуацию еще один фактор: учитывая низкие экспортные котировки и необходимость уплачивать демпфер в бюджет, производить топливо было в ряде случаев невыгодно. Напомним, демпфирующий механизм призван сглаживать влияние внешней конъюнктуры на цены внутреннего рынка. Однако в нынешнем году его влияние обернулось убытками для нефтепереработки. В условиях временного падения спроса на моторные топлива были снижены обязательные объемы реализации нефтепродуктов через биржу, а также введен запрет на импорт моторных топлив, что привело к росту крупнооптовых цен. Как отмечают эксперты, во многом ручное управление рыночными параметрами привело к тому, что с одной стороны по искусственным причинам произошел значительный рост цен в оптовом сегменте, а с другой произошла ситуация, при которой нефтяные компании не смогли корректно спланировать необходимые объемы поставок на внутренний рынок.

Отметим, что хотя в рамках демпфирующего механизма были снижены обязательные объемы реализации нефтепродуктов через биржу, некоторые участники топливного рынка продолжили нести принятые на себя социальные обязательства. В частности компания «Роснефть», опираясь на данные биржевой площадки, реализует на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 17% автобензинов при сниженном нормативе в 5%. При этом объемы производства автобензинов сопоставимы с тем же периодом 2019 года.

Кому выгодна нынешняя ситуация

Отметим, что в первом квартале 2020 года, благодаря обвалу мировых цен на нефть независимые АЗС получили сверхприбыли. Ведь экспортные пошлины снизились, потянув за собой и оптовые цены. При этом в рознице цена оставалась неизменной, а значит покупали независимые за дешево, а продавали с большой выгодой. Это у нефтяных компаний вызывает соблазн продавать больше топлива на экспорт и некоторые участники рынка так и поступают. В частности, согласно материалам Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в мае 2020 года «Сургутнефтегаз» увеличил экспорт почти на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, «Лукойл» – почти на 210%, «Газпромнефть» – на 107%. Это происходило в ситуации, когда в РФ снижалось производство топлива из-за непредсказуемости спроса в условиях пандемии. Надо отметить, что рост экспортных поставок ускорил наступление повышенного спроса на автобензины на внутреннем рынке.

При этом биржевые продажи топлива ряда крупнейших компаний существенно сократились в июне: «Лукойл» снизил поставки на биржу на 37% по сравнению с маем 2020 года (и на 30% год к году), «Сургутнефтегаз» - на 22% по сравнению с предыдущим месяцем и на столько же год к году. Выпадающие объемы замещает «Роснефть» - крупнейший поставщик топлива на внутренний рынок (на долю компании приходится порядка 40% биржевых объемов): за 18 дней июня, по данным компании, поставки увеличились на на 4%.

«Один из факторов, который создал вот эту ситуацию с повышением цены - это экспорт, - отмечает пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. - Что можно сказать про «Роснефть»? Экспорт бензина у нас отсутствует, вообще просто. А вот, например, «Сургут» увеличил экспорт, значит, если взять по сравнению с прошлым годом, с тем же, в 2 раза, а «Лукойл» в 20 раз, например. Есть еще один аспект серьезный, это, конечно, дефицит сырья на НПЗ Дальнего Востока. Это вообще вечная проблема, мы говорили об этом много, потому что 50% сырья просто завозится с континента, плюс налоги, плюс транспорт, акцизы, НДС, плюс еще демпфер. И демпфер сейчас возвращается в бюджет, это, кстати, ответ на извечный русский вопрос: «А почему у нас не дешевеет бензин, когда дешевеет нефть?» А потому что этого не дает делать бюджет, который тоже не хочет дешеветь, потому что он пожирает всю эту разницу, так устроена наша налоговая система».

«В себестоимости бензина на нефть приходится лишь около 30%, тогда как остальное — на налоги, - отмечает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев. - Именно они не позволяют топливу реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Теоретически, чем ниже будет налоговая составляющая, тем гибче станут цены, а значит и у розницы появится возможность сокращать цены. По словам Дадашева, отмена жестких ограничительных мер в России привела к росту спроса на сырье, к чему НПЗ были явно не готовы. «На протяжении последних месяцев они стабильно снижали объемы выпуска на фоне падения продаж. Таким образом, резкий рост оптовых цен на бензин является временной реакцией на фундаментальные изменения, и в скором времени, по мере наращивания производства и устранения дефицита топлива, ситуация должна стабилизироваться» - говорит эксперт. «Есть норма поставок бензина на биржу в 5 процентов. Вот мы поставляем на биржу 17 процентов. "Лукойл", "Сургутнефтегаз" где-то в районе 12-13 процентов. Но надо смотреть на объемы. У нас, например, 111 тысяч тонн, у "Сургутнефтегаза" — 15, у "Лукойла" — 40. То есть, вся переработка, не только у нас, во всем мире сейчас такая ситуация сложилась, что вся переработка убыточна», — считает Михаил Леонтьев.

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев напоминает, что когда создавалась и просчитывалась модель демпфера, Независимый топливный союз не раз направлял свои пожелания в Минэнерго. «Изначально говорилось о том, что демпфер был создан, когда цены на нефть росли, и фактически модель была создана для того, чтобы компенсировать нефтяным компаниям убытки, которые они получали от реализации бензина и дизельного топлива на внутрироссийском рынке, - говорит Гусев. - К сожалению, та модель не учитывала то, что цены могут вдруг резко упасть. Видимо, на тот момент Минэнего, министерство финансов, которые согласовывали данную модель, не представляли такого сценария и, соответственно, заложили ту бомбу, которая фактически у нас сейчас есть. Соответственно, при резком падении цен на нефть у нас получилась такая ситуация, что не компенсировать нефтяникам необходимо их убытки по реализации нефтепродуктов в России, а нефтяники должны доплачивать за каждый произведенный литр, тонну бензина и дизельного топлива. Механизм демпфера создал фактически ту ситуацию, когда переработка и производство бензина внутри России стали невыгодны».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
1015
Бизнес старается пустить отходы в оборот

Бизнес старается пустить отходы в оборот

Владимир Полканов

Россия пока сильно отстает от мировых экологических лидеров

0
775
Возрождение металла

Возрождение металла

Владимир Полканов

РУСАЛ займется переработкой алюминиевого лома в промышленных масштабах

0
1976
"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

Елена Крапчатова

Компания представила коллегам новейшее программное обеспечение, позволяющее не зависеть от иностранных поставщиков

0
2238

Другие новости