0
2606
Газета Экономика Интернет-версия

26.07.2022 22:24:00

«Восток Ойл» поможет стабилизировать мировые рынки углеводородов

Эксперты сравнивают масштабный проект «Роснефти» с мега-стройками времен индустриализации СССР

Тэги: Восток Ойл, Роснефть, углеводороды, рынок, бизнес


Мировой рынок углеводородов продолжает лихорадить и этот процесс не завершится быстро. По оценкам экспертов, дефицит инвестиций в мировой нефтегазовой отрасли к 2030 году может составить 400 млрд долл., поскольку глобальные западные компании в последние годы предпочитали не вкладывать средства в разведку и развитие перспективных месторождений. На этом фоне выделяется проект «Восток Ойл» «Роснефти», реализация которого переходит в активную фазу. Накануне на Пайяхском месторождении стартовало эксплуатационное бурение, что демонстрирует, что российский мейджор, даже несмотря на западное давление, не испытывает недостатка средств, компетенций и технологий.

Судя по складывающейся на рынках ситуации, выполнение проекта «Восток Ойл» позволит России и дальше играть в мире роль ведущего поставщика энергоресурсов. В РФ имеется три крупнейших нефтегазоносных региона, совокупная доля запасов которых составляет около 70% от всех ресурсов нефти и газа на планете, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. При этом наибольшие запасы сосредоточены на шельфе и побережье Карского моря – до 50% от общемирового объема. «На «Восток Ойл» приходится около 15% этих ресурсов, то есть, по сути, это настоящая мировая кладовая углеводородов. Подобных ресурсов больше нет нигде в мире. Это действительно «спасительный ковчег мировой экономики», – полагает Танкаев.

По словам доктора экономических наук Никиты Кричевского, «Восток Ойл» наглядно демонстрирует реальность эволюционного развития отрасли: «снижения выбросов углерода без взрывного роста цен на энергоносители и ущерба энергобезопасности потребителей, в отличие от революционного – резкого отказа от углеводородов и перехода на возобновляемые источники энергии, к которому призывают адепты «зеленой» энергетики». «Западные страны, резко сократившие инвестиции в проекты по добыче угля, нефти и газа уже столкнулись с энергетическим кризисом, – говорит эксперт. – «Восток Ойл» в этих условиях является единственным проектом в мире, способным оказать стабилизирующий эффект на рынки углеводородов, обладая высочайшими показателями эффективности и устойчивости».

«Только за последние 5 лет суммарные капитальные затраты мейджоров в разведку и добычу сократились на 29%, а совокупные инвестиции в нефтегазовую отрасль за последнее десятилетие упали на 26%, – отмечает инвестиционный стратег управляющей компании «Арикапитал» Сергей Суверов. – При этом, по оценке банка JP Morgan, на фоне быстрого роста экономик развивающихся стран и их усилий по повышению уровня и качества жизни прирост мирового спроса на энергию на 20% опередит прирост ее предложения. Для ликвидации дефицита только по нефти к 2030 году миру необходимы дополнительные инвестиции в размере 400 млрд долл. На фоне сокращения инвестиций мейджорами, этот уровень скорее всего не будет достигнут, и дефицит нефти может сохраниться надолго. Поэтому запуск такого масштабного проекта как «Восток Ойл» способен оказать стабилизирующий эффект на рынки углеводородов в долгосрочной перспективе».

«На наших глазах реализуется исторически значимый проект, это не преувеличение, – уверен доктор экономических наук Никита Кричевский. – Действительно, по масштабам «Восток Ойл» можно сравнить с мега-стройками времен индустриализации нашей страны. Впервые в XXI веке в России создается многоуровневый промышленный кластер буквально с чистого листа. Посреди таймырской тундры, в суровых условиях Севера Красноярского края строится разветвленная инфраструктура – дороги, аэропорты, трубопроводы, рабочие поселки. Обустраиваются десятки скважин на месторождениях, строится нефтеналивной в морском порту Диксон. При этом проект «Восток Ойл» еще фактически не приступив к работе уже вносит весомый вклад в экономику страны. Десятки и сотни промышленных предприятий в России получили заказы на поставку материалов, оборудования, выполнение работ на площадках проекта».

Кричевский отмечает, что позиция руководства «Роснефти» на этапе подготовки к реализации проекта была однозначна – максимальные объемы работ и заказов должны достаться российским производителям и это требование выполняется. «Несколько лет назад такая позиция вызвала множество скептических отзывов в отрасли. Это не удивительно, ведь многие годы в России искуственно формировалось и продвигалось мнение об «ущербности» и «неполноценности» отечественной промышленности. «Роснефть» на практике опровергла это заблуждение, и сейчас, в условиях санкционного давления Запада, продолжает строительство «Восток Ойл», – говорит эксперт.

При этом аналитики обращают внимание на то, что близость «Восток Ойл» к Северному Морскому пути минимизирует влияние политических решений враждебных стран на стабильность поставок продукции потребителям.

«В том, что работа на проекте идет по намеченным планами с высокой результативностью, нет ничего удивительного, уверен Рустам Танкаев. – У «Роснефти» накоплен колоссальный опыт реализации подобного рода проектов: компания уже успешно эксплуатирует Ванкорский кластер месторождений, который стал своеобразным полигоном для испытания новых технологий. Успешное освоение Ванкора и накопленный на этом проекте опыт позволили «Роснефти» успешно запустить «Восток Ойл» даже в таких непростых вневшнеэкономических условиях».

Кроме того, Кричевский напоминает, что при реализации «Восток Ойл» большое внимание уделяется охране окружающей среды. «На этапе проектирования «Восток Ойл» было предусмотрено применение передовых технологий в области охраны окружающей среды – от бурения скважин до специализированного исполнения нефтепроводов и танкеров. Для энергоснабжения объектов «Восток Ойла» будет использоваться в том числе ветрогенерация. Проект предусматривает полную утилизацию попутного нефтяного газа, что обеспечит «углеродный след» на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире», – говорит Кричевский.


Читайте также


Отечественный автопром вступит в схватку с китайским

Отечественный автопром вступит в схватку с китайским

Анастасия Башкатова

Рынок новых машин в России усох за этот год в два раза

0
1778
Хакатоны "Роснефти" ускоряют импортозамещение

Хакатоны "Роснефти" ускоряют импортозамещение

Елена Крапчатова

ИТ-соревнования компании помогают найти лучшие решения для развития отрасли

0
1081
Борис Титов: жизнь подтолкнет к мерам по количественному смягчению 

Борис Титов: жизнь подтолкнет к мерам по количественному смягчению 

Борис Титов

Ни значительного снижения ключевой ставки, ни широких программ стимулирования спроса добиться пока не получается

0
727
Сунак намерен порвать экономические связи с Китаем

Сунак намерен порвать экономические связи с Китаем

Данила Моисеев

Ради внешнеполитической борьбы премьер Британии пренебрег прагматизмом

0
2306

Другие новости