0
6612
Газета Экономика Печатная версия

24.05.2023 20:28:00

Цены на топливо в России бьют рекорды среди стран-экспортеров

По паритету покупательной способности российский бензин стоит вдвое дороже американского

Тэги: цены, топливо, электроэнергия

On-Line версия

цены, топливо, электроэнергия Глава Минэнерго Николай Шульгинов позитивно оценивает ситуацию на бензиновом рынке. Фото со страницы Министерства энергетики РФ в «ВКонтакте»

Биржевая цена бензина АИ-95 побила новый исторический рекорд, с начала мая она увеличилась почти на 10%. Розница этого не отражает. Наиболее спорной темой стало сравнение стоимости топлива и энергии в РФ и других странах. В США литр бензина стоит около доллара, а в РФ, по текущему обменному курсу, 60 центов. В экспертной среде звучит призыв включать в расчеты паритет покупательной способности (ППС), отражающий реальную доступность товаров и услуг для жителей разных стран с учетом местных цен и доходов населения. И при таком расчете бензин на российских автозаправках (АЗС) вдвое дороже, чем на американских. Оторвались в РФ и цены на электроэнергию. В Минэнерго говорят, что «если не заниматься виртуальными сравнениями, а посмотреть на уровень цен на АЗС в России, то большинство стран мира будут нам завидовать».

Биржевая цена бензина марки «Премиум-95» в европейской части России побила в среду новый рекорд, составив 61,8 тыс. руб. за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). С начала мая она выросла уже почти на 10%.

АИ-92 на бирже («Регуляр-92», европейская часть) стоит сейчас около 53,2 тыс. руб. за тонну. Это не исторический рекорд. Между тем эта марка бензина с начала мая тоже заметно подорожала на бирже – почти на 7%, следует из данных СПбМТСБ.

Розница такого удорожания не отражает. Как сообщил в среду Росстат, по состоянию на 22 мая бензин АИ-92 подорожал с конца апреля на 0,5%, АИ-95 – на 0,6%. Средние потребительские цены в целом на автомобильный бензин составили сейчас около 51,3 руб. за литр, если же ранжировать по маркам, то стоимость АИ-92 составила, по Росстату, в среднем по стране 47,5 руб., АИ-95 – почти 51,8 руб.

Как подчеркнул глава Минэнерго Николай Шульгинов, розничные цены на АЗС в стране стабильны. «Исходя из того, что маржа на АЗС на высоком уровне, мы не ожидаем такого отражения ситуации в опте на розничный рынок», – приводит его слова ТАСС.

Скажем так, хорошие цены могут теперь увидеть на своих автозаправках и американцы. Как сообщил ранее телеканал CNN, по состоянию на середину мая цена на топливо в США сократилась почти на 30% по сравнению с рекордно высокими значениями июня 2022-го. Литр бензина сейчас в США стоит в среднем около 1 долл. В России же – для сравнения – в пересчете по текущему обменному курсу речь идет примерно о 60 центах за литр.

Однако некоторые российские ученые призвали обратить внимание на сидящие глубоко внутри отечественного топливно-энергетического комплекса проблемы, выявить которые позволяет сравнение цен в России и в других странах, особенно в странах – экспортерах энергоресурсов. Важная ремарка – сравнение с учетом паритета покупательной способности.

В частности, этот тезис отстаивает в своих выступлениях и публикациях бывший замглавы упраздненного Министерства по атомной энергии, ученый, гендиректор Института проблем энергетики Булат Нигматулин. Как показали его расчеты, которые касались 2021 года, с учетом ППС «стоимость» доллара в России составляет около 27 руб., а не те среднегодовые примерно 75 руб. за доллар, которые устанавливал в 2021-м Центробанк.

Судя по данным Международного валютного фонда (МВФ), примерно похожий разрыв наблюдался и в 2022 году. Правда, стоит уточнить, что МВФ оценивает такой важный для упомянутых выше расчетов показатель, как размер российского ВВП, выраженный в рублях, иначе, чем официальная статистика РФ, на которую опирается ученый (у МВФ размер ВВП РФ в рублях меньше, чем в российской статистике).

Итак, Нигматулин проводит расчеты, в ходе которых приходит к выводу, что в России в 2021 году стоимость, например, электроэнергии для конечных потребителей была почти в два раза выше, чем в США. Как следует из материалов, которые были ранее представлены в рамках Московского экономического форума, в России речь идет о 21 центе ППС за 1 кВт-ч против 11 центов в США.

Сравнение с США удобно, потому что именно их показатель служит в международной статистике эталоном: уровень цен в экономике США принят за базовый. Добавим, что несколько лет назад США впервые в новейшей истории достигли статуса нетто-экспортера нефти и нефтепродуктов, то есть они стали больше поставлять за рубеж топлива, чем закупать его у других стран.

Но вызывает удивление  сравнение российских цен с внутренними ценами в том числе у других традиционных поставщиков энергоресурсов, попавших однажды под санкции, например, с Ираном. Там тоже, судя по расчетам Нигматулина, электроэнергия оказалась для конечных потребителей дешевле, составив около 13 центов ППС за 1 кВт-ч.

1-2-2-t.jpg
Автомобилистов на заправках в США цены
теперь пугают меньше. Фото Reuters
Цены на бензин отражают ту же тенденцию. Если в США сообщают в среднем об 1 долл. за литр, то в России это около 2 долл. по ППС, следует из расчетов ученого.

Опрошенные эксперты соглашаются, что при сравнении экономик нужно учитывать возможности потребителей приобретать те или иные товары и услуги. Однако они указывают в том числе на недочеты даже таких сопоставлений, которые тоже отражают не все тонкости ценообразования.

Как пояснила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль, в структуру стоимости энергоресурсов «входит множество налогов, а не только затраты на сырье». «Допустим, в стоимости литра бензина в России цена на сырье составляет всего лишь 30%, – утверждает эксперт. – А в США иная структура. Поэтому оценивать стоимость топлива с помощью ППС можно лишь для сравнения уровня жизни и доходов населения».

«Сопоставление по ППС позволяет оценить внутренние структуры потребления и реальные издержки населения или бизнеса, но это не абсолютный эталон, – говорит начальник управления аналитических исследований компании «Ива Партнерс» Дмитрий Александров. – Только паритетом покупательной способности ограничиваться нельзя, поскольку важны и прямые сопоставления издержек, цен между различными странами».

Скептически настроены в пресс-службе Минэнерго. «Во-первых, в сравнении розничных цен по странам, рынки нефтепродуктов которых никак не связаны, нет никакого смысла, – сообщили «НГ» в ведомстве. – В отсутствие государственного регулирования цен на нефтепродукты стоимость топлива зависит от локального регионального соотношения спроса и предложения. При этом государство формирует политику в сфере налогового, таможенного и тарифного законодательства с учетом особенностей социально-экономического пути развития».

В России, как подчеркнули в министерстве, «сделана ставка на стабильность розничных цен». Для этого выстроена комплексная система акцизов и демпфера. А на многих других дерегулированных рынках цены имеют высокую волатильность, они то очень высокие, то очень низкие, напомнили в Минэнерго.

И, судя по приведенным объяснениям, это значит, что многое зависит от того, в какой именно период проводятся сравнения цен: в удачный или не самый удачный, допустим, для России или для тех же США.

«Во-вторых, политика государства в области ценообразования на энергоносители и моторное топливо, в частности, формирует сигналы для общества – пользоваться личным транспортом или общественным, использовать бензин, дизельное или газомоторное топливо или постепенно пересаживаться на электромобили, – продолжили в пресс-службе. – Также решаются задачи мобильности населения, энергоэффективности и многие другие. Например, акцизы от моторных топлив в России используются как источник для финансирования строительства дорог».

Похожие наблюдения приводит доцент Института управления и регионального развития РАНХиГС Тамара Сафонова. «Чтобы оценивать затраты на энергию в странах, помимо ППС нужен многокомпонентный подход, – считает эксперт. – Необходимо учитывать тренды, связанные с переходом на альтернативные виды энергии, и освоение значительных бюджетов, прежде всего, в странах Евросоюза, которые ориентируются на энергетическую изоляцию на базе зеленой энергетики в будущем. Важно иметь в виду программы энергоэффективности, широко используемые в промышленном секторе, а также эффективность использования тепла домохозяйствами и топлива населением». Если люди выбирают прогулки вместо проезда на транспорте, это еще не значит, что их покупательная способность ниже, добавила эксперт.

В итоге, как сообщили «НГ» в пресс-службе Минэнерго, «если не заниматься виртуальными сравнениями, а посмотреть на уровень цен на АЗС в России, то большинство стран мира будут нам завидовать».

Уточним, как можно судить, наиболее сильно должна завидовать ценникам на АЗС в России Норвегия, экспортирующая в Европу углеводороды, – со стоимостью бензина в среднем около 2 долл. за литр (без учета ППС). Но и в этом случае есть страны, причем тоже экспортеры, где цены без учета ППС ниже российских: это и Венесуэла с несколькими центами за литр бензина, и Иран со стоимостью литра менее 40 центов.


Читайте также


Цены на жилье пришли на выручку застройщикам

Цены на жилье пришли на выручку застройщикам

Владимир Полканов

Рост стоимости квартир на первичном рынке нельзя объяснить подорожанием стройматериалов

0
874
В следующем году на рынке жилья не исключен дефицит

В следующем году на рынке жилья не исключен дефицит

Анастасия Башкатова

Некоторые застройщики искусственно подогревают спрос

0
1856
США переформатируют доходы большой фармы

США переформатируют доходы большой фармы

Ольга Соловьева

Трамп начал поиски справедливости на рынке лекарств

0
1458
Инфляция замедлилась благодаря крепкому рублю

Инфляция замедлилась благодаря крепкому рублю

Ольга Соловьева

В России дешевеют непродовольственные товары

0
1787

Другие новости