0
5240
Газета Экономика Печатная версия

24.05.2023 20:28:00

Цены на топливо в России бьют рекорды среди стран-экспортеров

По паритету покупательной способности российский бензин стоит вдвое дороже американского

Тэги: цены, топливо, электроэнергия

On-Line версия

цены, топливо, электроэнергия Глава Минэнерго Николай Шульгинов позитивно оценивает ситуацию на бензиновом рынке. Фото со страницы Министерства энергетики РФ в «ВКонтакте»

Биржевая цена бензина АИ-95 побила новый исторический рекорд, с начала мая она увеличилась почти на 10%. Розница этого не отражает. Наиболее спорной темой стало сравнение стоимости топлива и энергии в РФ и других странах. В США литр бензина стоит около доллара, а в РФ, по текущему обменному курсу, 60 центов. В экспертной среде звучит призыв включать в расчеты паритет покупательной способности (ППС), отражающий реальную доступность товаров и услуг для жителей разных стран с учетом местных цен и доходов населения. И при таком расчете бензин на российских автозаправках (АЗС) вдвое дороже, чем на американских. Оторвались в РФ и цены на электроэнергию. В Минэнерго говорят, что «если не заниматься виртуальными сравнениями, а посмотреть на уровень цен на АЗС в России, то большинство стран мира будут нам завидовать».

Биржевая цена бензина марки «Премиум-95» в европейской части России побила в среду новый рекорд, составив 61,8 тыс. руб. за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). С начала мая она выросла уже почти на 10%.

АИ-92 на бирже («Регуляр-92», европейская часть) стоит сейчас около 53,2 тыс. руб. за тонну. Это не исторический рекорд. Между тем эта марка бензина с начала мая тоже заметно подорожала на бирже – почти на 7%, следует из данных СПбМТСБ.

Розница такого удорожания не отражает. Как сообщил в среду Росстат, по состоянию на 22 мая бензин АИ-92 подорожал с конца апреля на 0,5%, АИ-95 – на 0,6%. Средние потребительские цены в целом на автомобильный бензин составили сейчас около 51,3 руб. за литр, если же ранжировать по маркам, то стоимость АИ-92 составила, по Росстату, в среднем по стране 47,5 руб., АИ-95 – почти 51,8 руб.

Как подчеркнул глава Минэнерго Николай Шульгинов, розничные цены на АЗС в стране стабильны. «Исходя из того, что маржа на АЗС на высоком уровне, мы не ожидаем такого отражения ситуации в опте на розничный рынок», – приводит его слова ТАСС.

Скажем так, хорошие цены могут теперь увидеть на своих автозаправках и американцы. Как сообщил ранее телеканал CNN, по состоянию на середину мая цена на топливо в США сократилась почти на 30% по сравнению с рекордно высокими значениями июня 2022-го. Литр бензина сейчас в США стоит в среднем около 1 долл. В России же – для сравнения – в пересчете по текущему обменному курсу речь идет примерно о 60 центах за литр.

Однако некоторые российские ученые призвали обратить внимание на сидящие глубоко внутри отечественного топливно-энергетического комплекса проблемы, выявить которые позволяет сравнение цен в России и в других странах, особенно в странах – экспортерах энергоресурсов. Важная ремарка – сравнение с учетом паритета покупательной способности.

В частности, этот тезис отстаивает в своих выступлениях и публикациях бывший замглавы упраздненного Министерства по атомной энергии, ученый, гендиректор Института проблем энергетики Булат Нигматулин. Как показали его расчеты, которые касались 2021 года, с учетом ППС «стоимость» доллара в России составляет около 27 руб., а не те среднегодовые примерно 75 руб. за доллар, которые устанавливал в 2021-м Центробанк.

Судя по данным Международного валютного фонда (МВФ), примерно похожий разрыв наблюдался и в 2022 году. Правда, стоит уточнить, что МВФ оценивает такой важный для упомянутых выше расчетов показатель, как размер российского ВВП, выраженный в рублях, иначе, чем официальная статистика РФ, на которую опирается ученый (у МВФ размер ВВП РФ в рублях меньше, чем в российской статистике).

Итак, Нигматулин проводит расчеты, в ходе которых приходит к выводу, что в России в 2021 году стоимость, например, электроэнергии для конечных потребителей была почти в два раза выше, чем в США. Как следует из материалов, которые были ранее представлены в рамках Московского экономического форума, в России речь идет о 21 центе ППС за 1 кВт-ч против 11 центов в США.

Сравнение с США удобно, потому что именно их показатель служит в международной статистике эталоном: уровень цен в экономике США принят за базовый. Добавим, что несколько лет назад США впервые в новейшей истории достигли статуса нетто-экспортера нефти и нефтепродуктов, то есть они стали больше поставлять за рубеж топлива, чем закупать его у других стран.

Но вызывает удивление  сравнение российских цен с внутренними ценами в том числе у других традиционных поставщиков энергоресурсов, попавших однажды под санкции, например, с Ираном. Там тоже, судя по расчетам Нигматулина, электроэнергия оказалась для конечных потребителей дешевле, составив около 13 центов ППС за 1 кВт-ч.

1-2-2-t.jpg
Автомобилистов на заправках в США цены
теперь пугают меньше. Фото Reuters
Цены на бензин отражают ту же тенденцию. Если в США сообщают в среднем об 1 долл. за литр, то в России это около 2 долл. по ППС, следует из расчетов ученого.

Опрошенные эксперты соглашаются, что при сравнении экономик нужно учитывать возможности потребителей приобретать те или иные товары и услуги. Однако они указывают в том числе на недочеты даже таких сопоставлений, которые тоже отражают не все тонкости ценообразования.

Как пояснила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль, в структуру стоимости энергоресурсов «входит множество налогов, а не только затраты на сырье». «Допустим, в стоимости литра бензина в России цена на сырье составляет всего лишь 30%, – утверждает эксперт. – А в США иная структура. Поэтому оценивать стоимость топлива с помощью ППС можно лишь для сравнения уровня жизни и доходов населения».

«Сопоставление по ППС позволяет оценить внутренние структуры потребления и реальные издержки населения или бизнеса, но это не абсолютный эталон, – говорит начальник управления аналитических исследований компании «Ива Партнерс» Дмитрий Александров. – Только паритетом покупательной способности ограничиваться нельзя, поскольку важны и прямые сопоставления издержек, цен между различными странами».

Скептически настроены в пресс-службе Минэнерго. «Во-первых, в сравнении розничных цен по странам, рынки нефтепродуктов которых никак не связаны, нет никакого смысла, – сообщили «НГ» в ведомстве. – В отсутствие государственного регулирования цен на нефтепродукты стоимость топлива зависит от локального регионального соотношения спроса и предложения. При этом государство формирует политику в сфере налогового, таможенного и тарифного законодательства с учетом особенностей социально-экономического пути развития».

В России, как подчеркнули в министерстве, «сделана ставка на стабильность розничных цен». Для этого выстроена комплексная система акцизов и демпфера. А на многих других дерегулированных рынках цены имеют высокую волатильность, они то очень высокие, то очень низкие, напомнили в Минэнерго.

И, судя по приведенным объяснениям, это значит, что многое зависит от того, в какой именно период проводятся сравнения цен: в удачный или не самый удачный, допустим, для России или для тех же США.

«Во-вторых, политика государства в области ценообразования на энергоносители и моторное топливо, в частности, формирует сигналы для общества – пользоваться личным транспортом или общественным, использовать бензин, дизельное или газомоторное топливо или постепенно пересаживаться на электромобили, – продолжили в пресс-службе. – Также решаются задачи мобильности населения, энергоэффективности и многие другие. Например, акцизы от моторных топлив в России используются как источник для финансирования строительства дорог».

Похожие наблюдения приводит доцент Института управления и регионального развития РАНХиГС Тамара Сафонова. «Чтобы оценивать затраты на энергию в странах, помимо ППС нужен многокомпонентный подход, – считает эксперт. – Необходимо учитывать тренды, связанные с переходом на альтернативные виды энергии, и освоение значительных бюджетов, прежде всего, в странах Евросоюза, которые ориентируются на энергетическую изоляцию на базе зеленой энергетики в будущем. Важно иметь в виду программы энергоэффективности, широко используемые в промышленном секторе, а также эффективность использования тепла домохозяйствами и топлива населением». Если люди выбирают прогулки вместо проезда на транспорте, это еще не значит, что их покупательная способность ниже, добавила эксперт.

В итоге, как сообщили «НГ» в пресс-службе Минэнерго, «если не заниматься виртуальными сравнениями, а посмотреть на уровень цен на АЗС в России, то большинство стран мира будут нам завидовать».

Уточним, как можно судить, наиболее сильно должна завидовать ценникам на АЗС в России Норвегия, экспортирующая в Европу углеводороды, – со стоимостью бензина в среднем около 2 долл. за литр (без учета ППС). Но и в этом случае есть страны, причем тоже экспортеры, где цены без учета ППС ниже российских: это и Венесуэла с несколькими центами за литр бензина, и Иран со стоимостью литра менее 40 центов.


Читайте также


Агентам турецкого влияния предложили затянуть пояса

Агентам турецкого влияния предложили затянуть пояса

Игорь Субботин

Зарубежные проекты Анкары могут попасть под сокращение

0
1570
Водород или аммиак

Водород или аммиак

Борис Николаев

Мир выбирает топливо будущего на пути к экологичной энергетике

0
3811
В России заложено больше новых домов, чем в прошлом году

В России заложено больше новых домов, чем в прошлом году

Ольга Соловьева

Жилищное строительство вернулось к доковидному максимуму, несмотря на борьбу с ипотекой

0
2239
Авторынок вырос за год, но упал за месяц

Авторынок вырос за год, но упал за месяц

Михаил Сергеев

Китай осложняет жизнь российских производителей грузовиков

0
4287

Другие новости