0
5920
Газета Экономика Печатная версия

14.09.2023 21:08:00

Обратная колонизация Европы начинается с электромобилей

Старый Свет теряет абсолютное технологическое лидерство в автопроме

Тэги: европа, ес, азия, китай, кнр, технологии, автопром, электромобили

On-Line версия

европа, ес, азия, китай, кнр, технологии, автопром, электромобили Китайские электромобили пока еще стоять в шоу-румах европейских автосалонов. Фото Reuters

Нарастающие риски торговой войны между КНР и Евросоюзом из-за экспансии китайских автомобилей – это лишь начало эпохи глобального технологического доминирования Китая. Массовая промышленная продукция из КНР скорее всего будет иметь экономическое и технологическое превосходство над европейской по причине опережающего инженерного прогресса Китая, преимуществ в доступе к ресурсам, а также эффекта масштаба производства. Жалобы европейцев на государственные субсидии в Китае выглядят сегодня не вполне убедительно хотя бы по причине аналогичного государственного субсидирования в ЕС производства чипов и микроэлектроники.

Европейская промышленность перестает получать гарантированный выигрыш от глобализации, старых технологических заделов и преимуществ в реализации зеленого курса на альтернативные источники энергии. Многие десятилетия европейский и японский автопром оставались мировыми технологическими лидерами в производствен самых современных автомобилей. Но есть ли объективные причины для сохранения конкурентных преимуществ Европы в соревновании с китайской промышленностью в будущем? И ответ на этот вопрос звучит – «скорее нет, чем да». Как только китайские предприятия сократят до нуля технологические и инновационные разрывы с европейцами, они воспользуются большим инновационным потенциалом и поддержкой всего китайского государства на пути к достижению технологического лидерства к 2035 году.

Согласно 14-му пятилетнему плану китайской Компартии и долгосрочным целям развития, китайские власти к 2035 году планируют совершить крупные прорывы в ключевых технологических областях, а также обеспечить мировое лидерство КНР в области инноваций. Долго ли сможет конкурировать один европейский разработчик против десяти китайских – вопрос риторический. Так что в перспективе Китай может начать технологическую колонизацию Евросоюза за счет внедрения новых стандартов и нового качества своего производства.

К первым признакам этой технологической колонизации можно отнести достижения Китая в сфере массового производства солнечных панелей для выработки электроэнергии или экспансию на европейский рынок дешевых китайских электромобилей.

200-4-1-650.jpg
Суммарный экспорт из Китая гибридных и электромобилей, в шт.
Источник: Reuters   
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обвинила Китай в использовании государственных субсидий производителями электромобилей, которые захватывают мировые рынки благодаря относительно низким ценам. «Мировые рынки заполнены дешевыми китайскими электромобилями, цены на которые искусственно поддерживают на низком уровне за счет значительных госсубсидий», – заявила глава ЕК. Китайские власти назвали расследование Еврокомиссии протекционистским и предупредили, что оно нанесет ущерб экономическим и торговым отношениям КНР и Евросоюза.

Согласно отраслевому прогнозу глобальной консалтинговой фирмы TrendForce, в 2023 году рыночная доля китайских автомобилей на новых источниках энергии (NEV) в Западной Европе увеличится с прошлогодних 6% до 9%. Доля китайских брендов электромобилей на рынке в Юго-Восточной Азии может вырасти с 52% в 2022-м до 63% в этом году. Китай обладает более совершенной цепочкой поставок и значительными производственными мощностями благодаря прогрессу в производстве электроавтомобилей (автомобилей на новых источниках энергии, согласно китайской терминологии). К тому же китайские производители освоили экономически эффективные технологии литий-железо-фосфатных аккумуляторов, отмечается в отчете TrendForce.

Опасения китайских властей по поводу европейских торговых запретов вполне оправданны. Европейское расследование, которое продлится до девяти месяцев, может привести к повышению ввозных таможенных тарифов для китайских электромобилей до уровня 27,5%, сообщает агентство Bloomberg. Именно такой таможенный тариф уже введен в США на китайские электромобили.

«Предлагаемые ЕС меры по защите своей промышленности во имя «честной конкуренции» являются протекционизмом», – говорится в заявлении Министерства торговли КНР. «В последние годы сектор электромобилей Китая быстро рос, и его конкурентоспособность продолжает улучшаться, что является результатом постоянных усилий в области технологических инноваций. Это конкурентное преимущество, завоеванное упорным трудом и собственными силами», – говорят китайские власти.

Обеспокоенность ЕС является «неизбежным сопутствующим явлением после того, как новые энергетические транспортные средства Китая стали сильнее», – заявил Цуй Дуншу, генеральный секретарь CPCA (Китайской ассоциации легковых автомобилей).

«Европа боится конкуренции со стороны Китая. И поэтому пытается использовать торговый протекционизм для защиты европейских автопроизводителей, которые медленно переходят к производству электромобилей. У Китая есть различные инструменты, которые можно использовать в качестве контрмер для защиты законных интересов китайских фирм», – пишет китайская англоязычная газета Global Times.

«Приверженность ЕС открытости рынка должна быть воплощена в конкретные меры, обеспечивающие справедливую, беспристрастную и недискриминационную бизнес-среду для иностранных компаний», – требует Китайская торговая палата в ЕС. 

За спором Европы и Китая следят и авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Еврокомиссия объявила о расследовании, в рамках которого планируется изучить ситуацию с субсидированием властями Китая своих производителей электромобилей. Или, что кажется более вероятным, доказать, что такое субсидирование происходит в нарушение существующих рыночных механизмов, и, таким образом, может стать поводом для введения в отношении электропродукции китайского автопрома ограничений в Европе, - отмечают авторы канала «Мышь в овощном» . - Вполне возможно, китайцы действительно продвигают своих производителей методами, далекими от понятия «честная конкуренция». Но есть четкое ощущение, что и противостоящие им силы точно также сами определяют и меняют правила игры в зависимости от собственных интересов».


Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1371
Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1624
Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Анастасия Башкатова

В научной среде и на государственном уровне не сложилось четкого понимания, чего именно надо достичь

0
2333
Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
1365

Другие новости