0
3380
Газета Экономика Печатная версия

26.09.2023 21:07:00

В бюджет-2024 заложены крупные налоговые мины

Минфин РФ обещает не менять основные фискальные ставки

Тэги: кабмин, госдума, бюджет, проект, налоговые условия, предприятия, минфин, основные налоги


кабмин, госдума, бюджет, проект, налоговые условия, предприятия, минфин, основные налоги В российском Минфине обещают налоговую стабильность в условиях высокой валютной и бюджетной неопределенности в РФ. Фото Reuters

Уже в конце недели российское правительство планирует внести в Госдуму новый проект бюджета на следующий год. В этом проекте должны быть зафиксированы и налоговые условия для работы предприятий. В связи с этим чиновники Минфина уже сегодня обещают не менять ставки основных налогов. Но опыт текущего года показывает, что разнообразные сюрпризы в сфере налогов и пошлин будут происходить и в следующем году. О неизбежности таких сюрпризов говорят разногласия ведомств по самым острым экономическим проблемам страны: по механизмам валютного регулирования, по стабилизации топливного рынка и по продолжению так называемого налогового маневра в нефтянке.

«Принято решение не повышать основные налоги. Соответственно основной упор будет сделан на администрирование, поэтому только на следующий год план по доходам, которые администрируются Федеральной налоговой службой (ФНС), установлен на 14% плюс к этому году», – заявил замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.

Правительство России 22 сентября одобрило проект федерального бюджета на следующие три года. Доходы федеральной казны прогнозируются в размере 35 трлн руб. в 2024 году, а расходы ожидаются на уровне 36,6 трлн руб. «Предусматривается точечная донастройка, улучшение администрирования», – отметил Сазанов. Говоря о возможных рисках для инвестиций, экспорта, малого и среднего бизнеса при работе новых экспортных пошлин, замглавы Минфина сказал, что «все зависит от курса». «В начале разговора средний курс 76 руб. за доллар был ориентир по году, а сейчас курс 97 руб. Естественно, у всех экспортеров есть существенный прирост рублевой выручки, исключительно из-за того, что курс выше ожиданий. Естественно, когда все делали бизнес-планы, никто курс 95 не ставил, поэтому говорить об ухудшении операционной рентабельности или о снижении инвестиций не приходится в этих условиях. Мы лишь часть той курсовой переоценки, которая в моменте возникла, изымаем», – пояснил Сазанов.

По его словам, пошлина разработана так, чтобы при колебаниях курса не произошло «неожиданностей». «Там в механизме пошлины сделано все, встроено автоматически. Если курс будет укрепляться, окажется ниже 80, пошлина обнулится. Специально, чтобы каких-то неожиданных вещей не произошло. Или для того, чтобы в те бизнес-планы, которые делались в начале года, эти новые экспортные пошлины не вмешались», – отметил замглавы Минфина.

Но «курсовой налог», или точнее «курсовая пошлина» – это лишь последний сюрприз от правительства, которое принимает сегодня экстренные решения в оперативном режиме. В Минсельхозе и в Минэнерго уже открыто признают, что стоимость агропродукции или топлива в России напрямую зависит от скачков курса доллара, которые принципиально не хочет сглаживать наш Центробанк. И это значит, что под всей российской экономикой сегодня тикает настоящая валютная бомба замедленного действия. Ведь даже глава Минэкономразвития Максим Решетников признал, что валютную неустойчивость нельзя будет преодолеть даже через введение обязательной продажи валютной выручки (см. «НГ» от 25.09.23).

Ранее масштабы проблемы валютной неустойчивости оценили и экономисты из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (см. «НГ» от 10.09.23). По их оценкам, даже возврат к обязательной продаже валютной выручки при снизившихся объемах экспорта не сможет компенсировать дефицит валюты на внутреннем рынке. «Девальвация может превратиться в самоподдерживающийся механизм: обесценение рубля и рост доли рублевых платежей за счет экспорта сокращают продажи валютной выручки (ее нужно меньше для уплаты налогов и операционных расходов), притом что внутренний рынок не может сильно сократить спрос на импорт и соответственно продолжает предъявлять спрос на валюту. Очевидно, что этот порочный круг необходимо разорвать, что возможно только за счет изменения структуры как спроса, так и предложения валюты», – отмечают составители прогноза во главе с директором ИНП Александром Шировым.

В правительстве пока ищут способ сбалансировать спрос и предложение валюты в России. Однако чиновники Центробанка пока не предъявляют свои варианты. Но уже критикуют правительственные предложения. Сегментированность валютного рынка, в том числе введение механизмов так называемых мембран, приведет к множественности курсов и негативным последствиям для финансового рынка в целом, сообщил представитель ЦБ в ответ на запрос РБК. С идеей китайской валютной мембраны в понедельник в Совете Федерации выступил министр экономического развития Максим Решетников.

Ограничения на движение капитала уместны только как краткосрочные меры реагирования для поддержания бесперебойной работы финансовой системы при значительных рисках финансовой стабильности. По мнению подчиненных Эльвиры Набиуллиной, подобные ограничения «не могут быть эффективным инструментом долгосрочного влияния на рыночный уровень обменного курса». При этом остается гадать, как же китайская экономика продолжает успешно развиваться последние десятилетия именно в условиях подобных валютных ограничний.

Еще одна налоговая мина под российскую экономику – это неразрешенный топливный кризис в нашей стране. Во вторник цены на нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) снова начали повышаться после того, как падали всю предыдущую неделю и немного снижались в понедельник. Рост оптовых цен на топливо за один день составил от 1,1 до 1,8% в зависимости от его сорта.

Участники топливного рынка считают, что биржевые цены отыграли информацию о введении запрета на экспорт топлив из РФ, который был объявлен 21 сентября. Накануне из-за слухов о запрете экспорта биржевые цены снизились за неделю примерно на 20%. Теперь топливный рынок ждет скорую отмену запрета экспорта, по крайней мере, такие слухи превалируют среди участников биржевых торгов. Собеседники «Интерфакса» отмечают, что каждый день ведомства собираются на совещания по проблемам топливного рынка, обсуждают разработку системных мер для стабилизации ситуации, а это дает повод надеяться на скорое снятие запрета вывоза нефтепродуктов. Однако источник кризиса не в запрете экспорта, а в попытках реализации так называемого налогового маневра, который был задуман за много лет до начала украинской спецоперации, в том числе и с целями принудить Белоруссию к более тесной интеграции. Но сегодня «налоговый маневр» фактически дестабилизирует бюджет и внутренние цены на топливо, на продовольствие и на другие товары.

«Мы сейчас в новой реальности, а люди, руководящие экономикой, до сих пор находятся в старой реальности. Старые ошибки не исправляются, и получается, что это то оружие, которое ковалось против нас, продолжает дальше работать против экономики нашей страны. Естественно, нужно отказываться от налогового маневра, сверхприбыль извлекать через повышение экспортной пошлины. При этом следует снижать НДПИ для снижения внутренних цен по отношению к мировым везде – и по нефти, и по черным и цветным металлам, по нерудным материалам, из которых производятся минеральные удобрения. Следует отказаться от акциза на жидкую сталь. Тогда действительно мы сможем держать внутренние цены ниже мировых», – считает депутат Госдумы, экономист Оксана Дмитриева. «Все, что сейчас предлагается в области налоговых льгот по углеводородам и металлам – это латание дыр без признания стратегической ошибки. Идея налогового маневра была предписана нам ВТО, чтобы внутренние цены приближались в мировым. Хотя все должно быть наоборот. У нас внутренние цены должны быть ниже мировых по энергоносителям, металлам и углеводородам. Это наше конкурентное преимущество, а вместо этого была введена совершенно вредная вещь через налоговый маневр, когда извлечение сверхприбыли и монопольной ренты было отдано не экспортной пошлине, а налогу на добычу полезных ископаемых, что привело к увеличению налогового пресса на внутреннего потребителя и повышению цены на внутреннем рынке», – напоминает экономист. 


Читайте также


Железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан: кто в выигрыше?

Железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан: кто в выигрыше?

Виктория Панфилова

Парламент в Бишкеке спешно принимает проекты законов для начала работ по строительству магистрали

0
1209
Линия в Саудовской Аравии будет укорочена

Линия в Саудовской Аравии будет укорочена

Константин Дударев

Мегагород будущего попал под сокращение

0
992
Большинству семей пока не до финансовой "подушки безопасности"

Большинству семей пока не до финансовой "подушки безопасности"

Анастасия Башкатова

Выросшие, согласно статистике, зарплаты устраивают россиян лишь частично

0
3347
Конгресс США предлагает Байдену заняться Тибетом

Конгресс США предлагает Байдену заняться Тибетом

Владимир Скосырев

Американские законодатели призвали власти КНР восстановить контакты с далай-ламой

0
2335

Другие новости