Приходя в магазин, потребители обнаруживают, что цены выросли больше, чем полагает Центробанк. Фото РИА Новости
Рост продуктовых цен, достигающий уже неприличных значений (один только картофель за год подорожал почти в три раза), сильно бьет по кошелькам россиян. И особенно по кошелькам тех россиян, которые живут от зарплаты до зарплаты, не имея никаких сбережений. Таких, как показывают опросы, публикуемые Центробанком (ЦБ), большинство. Некоторые эксперты уже ставят знак равенства между «инфляцией для бедных», учитывающей цены на простейшие товары и услуги повседневного спроса без излишеств, и инфляцией, с которой сталкиваются россияне без сбережений.
Основной вклад в увеличение инфляционных ожиданий в стране сейчас внесли россияне, не имеющие никаких накоплений. Речь идет о показателе, который отслеживает с опорой на опросы фонда «Общественное мнение» Центробанк.
Это такая инфляция, которую ожидают увидеть россияне в течение ближайших 12 месяцев, опираясь на свой опыт посещения магазинов. Фактически это инфляционный прогноз населения, который отчасти, конечно, субъективен, но именно поэтому он и намного ближе к «телу» обычных потребителей, чем кабинетные отчеты разных ведомств.
В итоге, как следует из данных ЦБ, показатель инфляции, ожидаемой на ближайший год потребителями без сбережений, в мае вырос сразу до 15% с апрельского уровня 13,9%.
Одновременно с этим инфляция, ожидаемая потребителями, имеющими сбережения, наоборот, даже немного снизилась – с 12,4% в апреле до 11,6% в мае (во всех случаях итоговый показатель рассчитывается как медиана – значение, выше и ниже которого назвала ровно половина респондентов).
Такие арифметические упражнения хоть и могут показаться довольно абстрактными, однако они имеют вполне конкретный смысл: в частности, демонстрируют, насколько сильно оценки населения не соответствуют тем официальным прогнозам, которые разрабатывает тот же Центробанк. ЦБ сейчас исходит из того, что по итогам 2025 года инфляция в стране снизится до 7–8% и затем опустится до целевого значения 4% в 2026 году (расчет данных декабрь к декабрю).
На фоне роста цен, прежде всего продуктовых, некоторые аналитики теперь ставят знак равенства между «инфляцией для бедных» и инфляцией, с которой сталкиваются россияне без сбережений.
Как пояснил аналитический Telegram-канал Proeconomics, все дело в том, что «у бедной страты на еду уходит больше 50% доходов, тогда как в среднем по России эта доля 35%». Такие покупатели оценивают личную инфляцию и формируют ожидания, ориентируясь на базовый набор продуктов. А он сейчас дорожает с опережением общей потребительской инфляции.
Напомним, неофициальный показатель «инфляции для бедных», или инфляции «по корзине потребления малообеспеченных», регулярно рассчитывает Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Эксперты включают в «корзину малообеспеченных» минимальный набор продуктов питания (без животного масла, алкогольных напитков и некоторых других видов продовольствия), а также медикаменты, синтетические моющие средства, услуги ЖКХ и транспорта.
В марте, по расчетам ЦМАКП, «инфляция для бедных» достигла в России 17%, превысив тем самым официальный показатель потребительской инфляции в 1,7 раза. И это вполне соответствует тем значениям, которые сообщают в опросах россияне без сбережений о фактическом росте цен.
Уточним: помимо ожидаемой населением инфляции Центробанк отслеживает еще и наблюдаемую инфляцию. Это рост цен, который покупатели зафиксировали, сопоставив текущие цены с прошлогодними. В мае наблюдаемая россиянами без сбережений годовая инфляция составила 16,8%. Кстати, по данным социологов, наблюдаемая инфляция сейчас хоть и не резко, но сокращается. Однако она все равно остается высокой.
Масштаб проблемы впечатляет. Ведь, как следует из опросов, на которые ссылается ЦБ, в мае этого года в принципе не имели сбережений, денежного запаса, который позволил бы продержаться какое-то время без работы, 62% опрошенных россиян. Ровно год назад такой ответ давали 57% опрошенных. О том, что у них есть сбережения, сейчас сообщили 35% респондентов против 40% годом ранее.
Другими словами, примерно две трети потребителей балансируют на грани, пытаясь продержаться от зарплаты до зарплаты, и для них растущие продуктовые цены становятся серьезной, непреодолимой финансовой проблемой.
Как следует из данных аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», самым подорожавшим продуктом питания в стране сейчас оказался картофель. За год (апрель 2025-го по сравнению с апрелем 2024-го) цены на него подскочили почти в три раза.
Это подтверждается и статистикой Росстата: в апреле килограмм картофеля в среднем по стране стоил около 85 руб. против 31 руб. ровно год назад (в зависимости от региона цены варьируются).
Кроме того, среди наиболее подорожавших продуктов питания сейчас оказались лук, прибавивший за год в цене почти 70%, капуста, подорожавшая примерно в полтора раза. Рыба мороженая неразделанная стала дороже за тот же период почти на 30%. Молоко подорожало почти на 23%, яблоки – на 18%, хлеб ржаной – на 18%, хлеб пшеничный – на 17%.
А в список подешевевших продуктов «АБ-Центр» включил только яйца, цены на которые снизились за год на 17%, гречку (снижение цен на 7%) и куры – примерно на 1%.
В Минсельхозе в четверг пояснили журналистам, что сейчас уровень цен на овощи в России зависит прежде всего от импортной продукции. «На данный момент прошлогодний урожай овощей практически закончился, и на полки поступает импортная продукция из дружественных стран, которая определяет цены на рынке», – сообщило министерство.
В свою очередь, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Татьяна Белянчикова в комментарии для «НГ» напомнила, что спрос на товары первой необходимости неэластичен: это значит, что такие товары люди будут покупать по любым ценам – «просто чтобы выжить». «И это становится как раз тем пунктом, которым могут пользоваться в ряде случаев то розничные торговцы, то сами производители, чтобы увеличить свою маржу», – считает Белянчикова.
Хотя применительно к розничным ценам у представителей торговли свой взгляд на ситуацию. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов, наоборот, уверил, что крупные торговые сети сдерживают высокую «борщевую» инфляцию собственными усилиями, уже более двух месяцев реализуя самые доступные позиции картофеля, моркови, капусты и лука по ценам ниже закупочных, с так называемой «отрицательной» наценкой. «Например, лук сейчас продается на 13% ниже закупочной стоимости, а капуста – почти на 5%, – сказал он «НГ». – На 19-й неделе с начала года ретейлеры инвестировали 9 рублей собственных средств на каждый продаваемый килограмм лука «первой цены» и 3,5 рубля – на каждый килограмм капусты».
В пресс-службе ЦБ в ответ на запрос «НГ» подтвердили, что «от высокой инфляции больше всего страдают люди с невысокими доходами». «Именно поэтому Банк России делает все возможное, чтобы снизить инфляцию, – уверили в ведомстве. – Когда общая инфляция станет низкой, то и по отдельным группам товаров и услуг рост цен будет более равномерным и небольшим».
В ЦБ уверены, что их жесткая денежно-кредитная политика работает: «Текущий рост цен существенно замедлился».
«Что касается цен на продукты питания, то здесь помимо общего набора причин ускорения инфляции большую роль играет урожай, его сохранность в течение зимних и весенних месяцев, а также объемы импорта продовольствия из зарубежных стран и иные специфические факторы», – добавили также в пресс-службе ЦБ.
«В прошлом году у нас в стране был относительно скромный урожай, поэтому сниженное предложение отечественной продукции при высоком спросе вызывает рост продовольственных цен, – пояснили в Центробанке. – Стоит отметить, что в составе продовольственной корзины есть как дорожающие, так и дешевеющие товары».
Например, представители Банка России сообщили, что в апреле по сравнению с мартом снизились цены на яйца, сливочное масло, крупы, сахар.