1
3368
Газета От редакции Печатная версия

06.04.2021 20:17:00

В СНГ нарастает запрос на президентство как разновидность доминирующего единоначалия

Во многих постсоветских странах слишком слабы институты политического и гражданского общества для разделения властей западного типа

Тэги: снг, киргизия, референдум, президент, парламент, молдавия, грузия, украина


снг, киргизия, референдум, президент, парламент, молдавия, грузия, украина На фото президент Киргизии Садыр Жапаров. Фото Reuters

В предстоящее воскресенье в Киргизии состоится референдум: гражданам предлагается высказать свое мнение по отношению к новой Конституции. Она фактически меняет форму правления в республике с парламентско-президентской на президентскую. Принятие народом новой Конституции будет означать наделение президента абсолютной властью. В стране предполагается ликвидировать правительство, заменив его кабинетом министров во главе с руководителем президентской администрации. Планируется создание народного курултая (съезда), участники которого получат право законодательной инициативы. То есть у парламента появится двойник. Президент Садыр Жапаров, уже сегодня совмещающий полномочия главы государства и премьер-министра, станет единоначальником, по старому – ханом Киргизии.

Молдавия, ставшая унитарной республикой парламентского типа в 2000 году, уже мечтает о крепкой руке. Расширить полномочия президента после переизбрания парламента и создания пропрезидентского парламентского большинства надеется действующая глава Молдавии Майя Санду. Провести референдум на соответствующую тему до нее собирался теперь экс-президент Игорь Додон.

В парламентской Республике Армении премьера Пашиняна явно не устраивает то, что он делит власть с парламентом. И он также надеется на предстоящие парламентские выборы, рассчитывая получить в Законодательном собрании свое большинство. То, что вместо президента на роль единого руководителя страны претендует премьер, сути вопроса не меняет.

Не получилась парламентская республика и в Грузии. В 2018 году страна стала парламентской, назвав одной из главных целей этой трансформации стабилизацию ситуации в Грузии. Цель достигнута не была.

В тех же странах, которые были и остаются президентскими, власть добивается еще большего усиления. В Казахстане Нурсултан Назарбаев, оставив пост президента, возглавил Совет безопасности, без согласия которого президент не может сделать и шага, причем как во внешней, так и во внутренней политике. Глава Туркмении стал одновременно президентом, премьером и председателем парламента.

В Белоруссии Александр Лукашенко, несмотря на массовые протесты, остается «батькой».

Украина, пробыв пять лет парламентско-президентской республикой (с 2004 года), в 2010-м решением Конституционного суда вновь стала президентско-парламентской. Но, судя по действиям Владимира Зеленского, который в противовес закону уволил в марте судей Конституционного суда, страна движется в сторону укрепления президентской власти.

Примеры можно продолжить. Авторитарность как способ управления государством в свое время стала одной из причин развала СССР. Из авторитарного государства бежали, брали пример с европейских стран, и на постсоветском пространстве появлялись парламентские республики. Но в исторических условиях, когда институты парламентаризма и гражданского общества еще незрелые, юные, слабые и рыхлые, выяснилось, что единственным более-менее работающим институтом является институт единоначалия. Будь то царь, генеральный секретарь или президент (по-новому). Таким образом, можно говорить о том, что в большинстве стран бывшего СССР, там, где нет принудительного законодательного формирования институтов современной Европы, ЕС, внутренних политических сил для разумного сосуществования различных ветвей власти в интересах общества не существует. И тогда обращаются к тысячелетней практике правления – хан, бай, царь. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Игорь 04:13 07.04.2021

В постсоветских странах Система президентства- это НОРМАЛЬНОЕ управление. Ничего другого ни при Империи, ни при СССР бывшие республики не видели. И это - правильно. Более бесполезных деятелей, чем депутаты, еще не придумали!



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В президентском Послании может появиться второе бюджетное правило

В президентском Послании может появиться второе бюджетное правило

Михаил Сергеев

Поставленные главой государства задачи часто не решаются много лет

0
1706
"Ядовитая" политика властей Киргизии

"Ядовитая" политика властей Киргизии

Виктория Панфилова

Иссык-кульским корнем президент Садыр Жапаров отвлек население от важных проблем

0
1808
Киев придумал как получить от НАТО еще больше

Киев придумал как получить от НАТО еще больше

Татьяна Ивженко

Украина хотела бы договориться с Соединенными Штатами о статусе особого партнера

0
1570
Киев шантажирует Запад потенциальным ядерным оружием

Киев шантажирует Запад потенциальным ядерным оружием

Владимир Пряхин

Претензии Украины на незамедлительное вступление в НАТО не имеют перспектив

0
1302

Другие новости

Загрузка...