0
244
Газета От редакции Печатная версия

16.09.2025 17:50:00

О выборах глав регионов и об издержках вертикализации

Центральной власти приходится решать все политические вопросы на местах до голосования

Тэги: власть, политика, выборы, едекторат, выборы губернаторов, политическая элита, голосование


власть, политика, выборы, едекторат, выборы губернаторов, политическая элита, голосование Фото агентства городских новостей "Москва"

На выборах руководителей 20 регионов Российской Федерации победили 19 выдвиженцев «Единой России» и один самовыдвиженец – действующий глава Чувашской Республики Олег Николаев. Никто из победителей не набрал меньше 60% голосов. У восьми новоизбранных глав регионов, включая нового губернатора Курской области Александра Хинштейна, более 80% голосов. Самый низкий показатель – 60,79% – у Игоря Кобзева в Иркутской области. Однако и эти цифры означают убедительную, почти безоговорочную победу кандидата в первом туре.

Все это означает, что на выборах глав регионов была формальная конкуренция, но не было настоящей борьбы и какой-либо интриги. В стерильном внутриполитическом пространстве это ожидаемо и нормально. Прямые выборы в субъектах Федерации вернули в 2012 году, но сейчас это де-факто механизм общественного утверждения, легитимизации назначенцев. Все это происходит в достаточно контролируемой среде, где конкурентов ставленникам власти могут предложить разве что лояльные оппозиционные партии, знающие правила игры. Но и здесь запущен режим перестраховки. Губернатор-коммунист или губернатор из ЛДПР приводит своих людей, перестраивает местную правящую элиту, в турбулентные времена это, видимо, кажется избыточным риском.

Победы кандидатов власти со столь явным преимуществом формально свидетельствуют о том, что в регионах все стабильно, нет даже повода для общественного недовольства, не говоря уже о протестных настроениях. Или же о том, что власть хорошо мониторит ситуацию на местах, вовремя убирает дискредитировавших себя руководителей, заменяет их другими, эффективными (как в той же Курской области). Другими словами, все делается так, чтобы выборы оставались почти ритуальной практикой утверждения в должности правильного кандидата.

Это непрозрачная среда. Нет открытых публикаций социологических служб, опросов, которые помогали бы понять, в каком регионе зреет недовольство, что именно вызывает раздражение и неприятие у граждан. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) каждую неделю замеряет температуру протестных настроений, но она всякий раз низкая, большинство респондентов говорят, что в их регионах никаких акций не намечается, а если и наметятся, то ни они, ни их знакомые не будут в них участвовать. К политико-партийной стерильности добавляется протестная. Если власть захочет узнать, как в действительности обстоят дела, ей нужны какие-то другие, закрытые для публики опросы. Непонятно, как их проводят. И непонятно, как действующий глава региона должен убеждать центральную власть в том, что он ситуацию контролирует. Это политика в тени, которую никак не подсвечивают выборы.

В обычной демократической системе именно перспектива идти на выборы заставляет губернатора работать лучше или хотя бы демонстрировать старания. В необычной системе руководитель региона просто показывает своему фактическому работодателю, что управляет ситуацией. Впрочем, правила игры ужесточились, похоже, и тут. Раньше руководитель, который не может обеспечить контроль, просто лишался своего места – все это можно было обставить как добровольный уход и переход на другую работу. «Своих», как правило, не сдавали. «Утрата доверия» была редкой формулировкой и указывала на внутриэлитный конфликт, который не удалось замолчать. В последние годы, в том числе и в 2025-м, действующих или недавних губернаторов арестовывали и судили – за коррупцию, превышение полномочий. И тут от «своих» уже быстро отказываются. Эта перспектива как раз и может пугать новых глав регионов. Если же они просто добираются до выборов, это означает, что у них все в порядке. Пока. 


Читайте также


Американский газ оказался в четыре раза дешевле российского

Американский газ оказался в четыре раза дешевле российского

Ольга Соловьева

Рыночная конкуренция выгоднее для потребителей, чем тарифное госрегулирование

0
488
«Единой России» предлагают не гнаться за большинством в Госдуме

«Единой России» предлагают не гнаться за большинством в Госдуме

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Правительство рассердилось на партию Миронова из-за инициативы о втором туре выборов по округам

0
280
Лидеры фракций получат напутствие от президента

Лидеры фракций получат напутствие от президента

Иван Родин

Для первых заседаний парламентской сессии пока не набралось важных дел

0
249
Оптимизация уголовной политики беспокоит адвокатов

Оптимизация уголовной политики беспокоит адвокатов

Екатерина Трифонова

Минюст обсуждает современные подходы к представлению оперативной информации в судах

0
273

Другие новости