0
1478
Газета Образование Печатная версия

23.05.2003 00:00:00

Кайф за школьной партой

Тэги: наркомания, мониторинг, дети, прогнозы, реклама


Два дня назад были предоставлены результаты общероссийского мониторинга Центра социологических исследований о наркоситуации в молодежной и подростковой среде в 2002 году. Инициатором проведения этого исследования стало Министерство образования РФ. Планируется, что на основе полученных данных, Минобразования и Министерство здравоохранения РФ согласованно выйдут в правительство России с предложением разработать и принять оперативные меры по борьбе с распространением наркотиков среди молодежи и подростков. А ситуация в этой области складывается действительно очень тревожная.

Опрос проводился в 88 субъектах РФ. По данным представленного доклада, каждый второй ребенок в возрасте 11 лет знает о наркотических свойствах конопли, в 13 лет осведомленных оказывается уже две трети, к 16 годам доля информированности возрастает до 80%. Меры, направленные на профилактику, пока не привели к существенному сокращению числа молодежи и детей, потребляющих наркотики. По официальным данным, примерно 6,5 млн. человек в стране потребляют наркотики, из них 4 млн. - молодежь и подростки. Из них наркозависимых юных граждан страны - около 1 млн.

Любопытно, что население России винит в сложившейся критической ситуации органы власти и только потом уже - наркоторговцев. Ученые с завидной частотой публикуют в печати выводы своих исследований, согласно которым курение, алкоголь и наркотики - звенья одной цепи. Тем не менее пиво (официально) - до сих пор не считается алкогольным напитком. А потребляют пиво сегодня не менее 80% юных граждан страны. Растущей любви к пиву в немалой степени способствует безудержная реклама. Причем напиток навязчиво рекламируется авторами роликов не как марка того или иного продукта, а как стиль жизни. Жизни изысканной и дорогой. Пей пиво и приобщайся к красивой жизни. Кстати, на презентации мониторинга в агентстве РИА "Новости" журналистам был представлен ролик Юрия Грымова как образец социальной рекламы, призванной убедить молодежь не потреблять наркотики. Видеоряд ролика выглядел так: юноша на полу около грязного унитаза, кровь, разбросанные шприцы - и нобелевский лауреат в смокинге на вручении премии. Смысл ролика таков: ты мог бы быть лауреатом, а выбрал наркотики. Только вот для подавляющего большинства россиян такая ценность, как Нобелевская премия, звучит ирреально. Как и ролик Грымова. Одной красивостью здесь не возьмешь... На рекламу пива работает целая "армия" специалистов, знающих психологию подростка. Жаль, что такой "армии" нет у государства.

Авторы доклада отмечают, что с 2001 года стабилизировался показатель среднего возраста начала потребления психоактивных веществ, и сегодня он составляет: табака - 11,5 года, алкогольных напитков - 13 лет, наркотических средств - 14 лет.

Анализ ситуации позволил авторам мониторинга сделать вывод, что преобладание зарубежных источников поставки наркотиков свидетельствует о продуманной маркетинговой стратегии международной наркомафии. Для нее Россия - наиболее выгодный в экономическом плане регион с вполне благоприятными условиями. Потенциальная рентабельность наркорынка в России сегодня составляет 500%. Ежегодный оборот потребительского наркорынка - не менее 5 млрд. долларов США. Каждый год на приобретение наркотиков дети и молодежь тратят 2,5 млрд. долларов. Ради такой выгоды наркомафия идет на любой риск. Впрочем, даже и не встречая достойного отпора. Денег, которые имеет наркомафия, несоизмеримо больше, чем денег, выделяемых на борьбу с ней. Кроме того, в России наряду с другими благоприятными факторами активно формируется потребительский рынок наркотических средств при помощи предварительного приобщения детей к потреблению табачных изделий, алкоголя, некоторых фармацевтических изделий.

Авторы мониторинга считают, что в современных условиях несколько изменился механизм реализации наркотических средств. Мафия скорректировала свое поведение на российском розничном рынке. Она старается уйти из мест повышенного контроля со стороны правоохранительных органов, то есть с дискотек, школ, мест организованного отдыха. Основной акцент она делает теперь на места временного скопления молодежи - улицы, дворы, парки. Сегодня к потреблению наркотических средств привлекаются на дискотеках один из десяти подростков, в школах и ПТУ - один из шести, а на молодежных уличных тусовках - 80% пробовавших и потребляющих наркотические вещества.

Согласно данным мониторинга, в 56 субъектах РФ (из 89) в 2002 году произошел рост числа потребляющих наркотические вещества, в 19 - снижение, в 14 - ситуация осталась без изменений. Причину роста ученые вынуждены признать в ухудшающемся положении российских семей. Число семей с неблагоприятными условиями воспитания, в том числе из-за материальных трудностей, достигает 30%. Повлияли на ситуацию и проблемы с организацией досуга, отдыха и занятости детей. Согласно итогам опроса, каждый второй ребенок проводит свои каникулы дома. 70% детей довольствуются социально-пассивными формами досуга - просмотром передач, видео, прослушиванием музыки.

Как показал мониторинг, очевидно, не найдены убедительные аргументы в антинаркотической пропаганде, не учитывается психология подростка. Прогнозы на 2003 год звучат пока неутешительно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цифровое правосудие дает сбои на адвокатах

Цифровое правосудие дает сбои на адвокатах

Екатерина Трифонова

Процесс внедрения новых технологий приобретает обвинительный уклон

0
258
Правительство обещает облегчить доступ бизнеса к госпомощи

Правительство обещает облегчить доступ бизнеса к госпомощи

Ольга Соловьева

Предприниматели надеются на снижение налоговой нагрузки

0
259
Культ гостя никто не отменял

Культ гостя никто не отменял

Андрей Щербак-Жуков

Светлана Некрасова

Семинар-совещание в Махачкале собрал молодых писателей со всей России

0
282
Любимая бабушка

Любимая бабушка

Александр Гальпер

Рука, торчащая вверх, и другие рассказы социального работника

0
195

Другие новости

Загрузка...