0
7214
Газета Образование Печатная версия

01.12.2015 00:01:00

Почему царица наук оказалась на положении бедной Золушки

Эксперты назвали несколько главных ошибок при обучении детей математике

Тэги: школа, математика, методика, егэ, тестирование, родители, обучение, ошибки


школа, математика, методика, егэ, тестирование, родители, обучение, ошибки Четкая склонность к математике проявляется годам к 14–15. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

«Чем выше развитие общества, тем выше требования к математике», – так на круглом столе в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) подчеркнули значимость точных наук. А еще эксперты мероприятия назвали три главных родительских ошибки при стимулировании интереса ребенка к предмету.  

Дискуссия была приурочена к проведению в Москве Всероссийской просветительской акции MathCat. Это развлекательно-образовательная контрольная по математике, призванная пробудить интерес населения к точным наукам. (Сразу почему-то вспомнились массовые диктанты, а также споры и дискуссии и политические игры вокруг них, типа – а не назвать ли диктант по русскому языку вместо тотального единым.) Но с математикой все, разумеется, совсем не так. И написанием тотальной (единой) контрольной по математике политиков мучить не стали. 

На круглом столе в рамках мероприятия обсудили перспективы математики в стране, сосредоточившись прежде всего на обсуждении готовящейся концепции математического образования. Объяснили попутно, зачем она нужна и почему в недалеком будущем гуманитарии окажутся менее востребованными, чем математики. Пояснили, почему при столь пристальном внимании к предмету в школах вводится раздельный ЕГЭ по математике, предусматривающий базисный и углубленный уровни.  Кстати, учитывая, как такое отразится на подготовке к экзамену, родители сегодня слегка озадачены, а нужно ли так опускать планку. И вспоминают о своем детстве. Вот раньше тянули, например, слабых, гоняли по материалу. И все знали царицу наук куда лучше, чем сегодня. 

Если уж принято, что ЕГЭ – мерило успехов и неуспехов школы, напомнил собравшимся на круглом столе завкафедрой высшей математики и методики преподавания Института математики, информатики и естественных наук МГПУ Владимир Чугунов, то есть смысл сравнить успехи. Прогресс есть. В 2013 году средний балл по математике составлял 41 балл, а в нынешнем году он уже – все 47 баллов. Но все равно это получается меньше 50, что свидетельствует о неизбежности реформирования школьного математического образования если не сейчас, так в будущем. Профессор МГПУ не преминул воспользоваться случаем, чтобы покритиковать тестовую систему. И напомнил случай, как 20 лет тому назад на одном международном соревновании по математике школьникам из России и США задали одну и ту же задачку: «Пастух охраняет стадо в 125 овец. Каков возраст пастуха?» Наши школьники быстро смекнули, что есть ошибка на уровне исходных данных и написали, что задачка не имеет решения. А вот американские ребятишки стали задачу решать и выдали, как и полагается, «полтора землекопа». В американских школах все в ту пору были увлечены тестированием, напомнил Владимир Чугунов, и не учили школьников анализировать. Как бы сегодня решили задачу наши школьники – еще вопрос.

Ведь сегодня все не так, как раньше. И не только по причине появления в нашей стране тестового измерителя уровня знаний. Нынешнего ученика, учитывая современный образ жизни, надо мотивировать к обучению еще сильней, чем это делали ранее. И уместней здесь даже вопрос не «как это делать?», а «с какого возраста?». С детского сада, отвечают нам на это эксперты круглого стола. И тут палка о двух концах. Нужно начинать рано, но при этом не так, как это делают сегодня на подготовительных занятиях в большинстве наших школ. Как начать обучать арифметике, стереометрии и геометрии маленьких детей, не умеющих читать и считать, показали тут же, на круглом столе. Дети еще не умеют читать и считать, но они уже складывают карточки с написанными на них цифрами. Выкладывают их и вычисляют площадь книжки. Здесь начало и комбинаторики, и развития абстрактного мышления и т.д. Что же касается старшей школы, здесь изменения еще заметней. Абстрактные бассейны с вечно текущими трубами ушли в далекое прошлое. Сегодня математические задачи с историческим уклоном. Вообще взаимопроникновение дисциплин и проектная деятельность очень приветствуются.

Эксперты круглого стола предостерегли родителей от некоторых ошибок. Во-первых, не надо принуждать к занятию математикой, особенно в младшей школе. Почему – уже говорилось выше. Отсутствие интереса к математике в старших классах – это плод ошибки подготовительных занятий в школе. Там принуждают к изучению математики, потому на подобного рода занятиях, как правило, все слишком приближено к настоящей школе, а подготовишкам именно так учиться еще рано. Кстати, многие родители думают, что такие занятия полезны, потому что они адаптируют ребенка к настоящей школе. Но оказывается, это не всегда срабатывает.

Вторая ошибка связана с тем, что родители слишком рано опускают руки, убеждая себя и ребенка, что он совершенно не способен к математике. Дело в том, что, как заметила доцент кафедры высшей математики МГПУ Мария Корчагина, в отличие от гуманитарных способностей склонность к математике проявляется у ребенка чуть позже, лет в 14–15, примерно к седьмому классу школы. Именно в этот период и рекомендуется усилить интенсивность занятий со школьником. Кстати, как раз в этот подростковый период у ребенка накапливается много других проблем и переживаний, и тут надо вовремя его, что называется, подхватить и увлечь от других посторонних и вредных интересов.

Третья ошибка – ошибка, скорее даже просчет, не самих родителей, а школы. Школа предлагает детям слишком рано определиться с выбором будущей профессии. И растерянные родители здесь тоже совершают ошибку, навязывая ребенку свою волю. А могли бы, наоборот, помочь. Как определить, интересно ли ребенку заниматься математикой? В этом могут помочь центры, специализирующиеся на определении способностей ребенка.

Но есть и другой, абсолютно доступный каждому способ определения способностей ребенка, считают эксперты, – надо за ним просто понаблюдать несколько дней. Если школьник устает от предмета – значит, это не его.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Потребительские настроения наткнулись на опасную вилку

Потребительские настроения наткнулись на опасную вилку

Михаил Сергеев

Несбывшиеся экономические ожидания народа могут стать проблемой для власти

0
868
"Зерновой коридор" под угрозой вербальных интервенций

"Зерновой коридор" под угрозой вербальных интервенций

Анатолий Комраков

Россия способна преподнести мировому рынку продовольствия неприятный сюрприз

0
740
Фондовый рынок в России решили держать полузакрытым

Фондовый рынок в России решили держать полузакрытым

Ольга Соловьева

Возвращение нерезидентов на биржу пока откладывается

0
752
Товарооборот между РФ и КНР по итогам первых семи месяцев 2022 года вырос на 29%

Товарооборот между РФ и КНР по итогам первых семи месяцев 2022 года вырос на 29%

0
370

Другие новости