0
3829
Газета Образование Печатная версия

22.04.2020 18:58:00

Как образовательный суррогат стал технологией будущего

Специфика ведения вебинаров и чтения лекций в онлайн-режиме легко может быть освоена опытным преподавателем

Тимур Садыков

Об авторе: Тимур Мрадович Садыков – заведующий лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин, дистанционное обучение, информационные технологии, вебинар

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин, дистанционное обучение, информационные технологии, вебинар С технической точки зрения интернет позволяет качественно передавать знания от преподавателя к студентам по весьма широкому спектру дисциплин. Фото РИА Новости

Пандемия коронавируса дала мощный стимул для внедрения технологий дистанционного обучения в планетарном масштабе. Перевод миллионов школьников и студентов на дистанционное обучение в течение нескольких дней оказался возможен благодаря тому, что технологии и вся необходимая сетевая инфраструктура были созданы задолго до вспышки COVID-19.

В России переход на дистанционное цифровое обучение прошел очень быстро и практически без потери темпа. Развитая сетевая инфраструктура, высокая степень оснащенности населения компьютерной техникой и относительно хорошая компьютерная грамотность аудитории образовательных учреждений позволили высшим учебным заведениям и школам перейти в режим интернет-конференций и видеоуроков. Сразу пригодились все электронные образовательные ресурсы, разработке которых длительное время сопротивлялась весомая доля профессионального сообщества.

Не все платформы выдержали испытание ажиотажным спросом. Некоторые «висли» и «глохли», срывая занятия, но в строй были быстро введены резервные мощности. Настал звездный час систем дистанционной видеосвязи.

Технологии дистанционного обучения не являются, строго говоря, таким уж новшеством. 30 лет назад, в самом начале 1990-х, за долгие годы до появления общедоступного высокоскоростного интернета, в США во многих средних школах уже было широко внедрено интерактивное дистанционное обучение различным дисциплинам – в первую очередь иностранным языкам – с использованием технологии телевещания. Необходимость в такой форме проведения занятий была в первую очередь экономической: так было дешевле преподавать иностранные языки в маленьких школах с небольшим числом учеников. Результат был ожидаемо низким, в режиме телемоста с учителем американские деревенские школьники усваивали иностранные языки из рук вон плохо. Однако экономические преимущества перевесили требования к качеству образования. А с появлением интернета дистанционное обучение стало повсеместным.

С сугубо технической точки зрения интернет позволяет качественно передавать знания от преподавателя к студентам по весьма широкому спектру дисциплин: от высшей математики до философии и иностранных языков. Специфика ведения вебинаров и чтения лекций в режиме видеоконференций легко может быть освоена любым опытным преподавателем. Более того, сетевая форма чтения лекций и проведения консультаций предоставляет еще и значительные преимущества по сравнению с традиционной формой обучения: лекции могут (и должны) быть записаны для возвращения к ним перед экзаменом, число слушателей не ограничено вместимостью лекционной аудитории.

Все эти достоинства дистанционной формы обучения давно оценены как вузами, так и студентами. Ведущие мировые университеты на протяжении многих лет размещают свои лучшие курсы на образовательных платформах и неплохо зарабатывают на продаже подписки.

В более трудной ситуации находятся образовательные программы, освоение которых требует выполнения большого числа лабораторных работ со сложным оборудованием. Химик должен работать с хроматографом, курс «Волны и оптика» нельзя полноценно освоить, не проведя семестр в лаборатории, оснащенной лазерными установками.

Особо сложную и дорогостоящую технику (например, летательные аппараты в летной школе) имитируют с помощью компьютерных тренажеров, но они сами являются весьма недешевым и громоздким оборудованием, функционал которого не выведешь в интернет. Никто не захочет доверить свою жизнь пилоту, опыт которого ограничен кабиной авиасимулятора.

Медицина, по-видимому, одна из наиболее консервативных областей знания, успешное освоение которой требует не только личного контакта с преподавателем и работы с лабораторным оборудованием, но и общения с пациентами. Однако и для этих специальностей дистанционное образование – прекрасное подспорье, дополняющее традиционные формы обучения.

И тем не менее массовый перевод образования на дистанционную форму заставляет ожидать существенного снижения качества подготовки специалистов даже по сугубо теоретическим специальностям. Причина этого лежит в первую очередь в области психологии: университетская аудитория – это не просто место, где можно задать вопрос профессору. Фокусировка внимания на любимом предмете несравненно выше в кругу однокурсников-единомышленников, руководимых опытным педагогом. Отношение к занятию волей-неволей становится намного более прохладным, если лекция – это всего лишь одна из многих вкладок браузера, а звук в любой момент можно отключить. Только очень волевой и мотивированный студент может извлечь максимальную пользу из занятия, проводимого в дистанционной форме…

«London is the capital of Great Britain», – доносится из детской комнаты строгий голос учительницы английского языка. Дочь-третьеклассница учится дистанционно уже третью неделю. Жена колдует на кухне, сверяясь с видеоуроком кулинарии на экране планшета. Через час начинается мой вебинар на факультете цифровой экономики и информационных технологий. Будущее уже наступило. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Изнурительное учительское лето

Изнурительное учительское лето

Артем Соловейчик

Из-за ЕГЭ пришлось отзывать из отпусков около 300 тысяч педагогов, то есть каждого четвертого

0
636
Малый бизнес преждевременно вышел из кризиса

Малый бизнес преждевременно вышел из кризиса

Ольга Соловьева

Господдержка позволила продержаться на плаву, но сейчас ее нужно не только сохранить, но и нарастить

0
952
Разрешение на работу в августе есть, а правил нет

Разрешение на работу в августе есть, а правил нет

Марина Гайкович

Театральные и концертные организации ждут распоряжений Роспотребнадзора

0
682
Каждый пятый работник потерял треть оклада

Каждый пятый работник потерял треть оклада

Анастасия Башкатова

Спасением в условиях пандемии стали микрозаймы до следующей зарплаты

0
1432

Другие новости

Загрузка...