0
4548
Газета Образование Печатная версия

10.08.2022 16:40:00

Кому-то и четырех лет в магистратуре будет мало

Одногодичная вторая ступень высшего образования многим студентам не позволит избежать призыва в армию

Тэги: минобрнауки, фальков, вуз, система образования, специалитет, магистратура, новые специальности


минобрнауки, фальков, вуз, система образования, специалитет, магистратура, новые специальности За год из инженера юриста не сделают. Хотя педагога из выпускника классического университета – вполне. Фото агентства «Москва»

Министр высшего образования и науки России Валерий Фальков заявил, что обновленную систему образования на смену Болонской в стране могут запустить уже в следующем учебном году. «Если наши предложения будут приняты, то, конечно, это со следующего учебного года», – пояснил Фальков.

Основные контуры этой системы в минувший вторник раскрыл ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий:

– в точных науках в большинстве случаев будет введен специалитет;

– полного отказа от бакалавриата не будет, его сохранят там, где это целесообразно;

– аспирантура станет научной, а не учебной;

– после специалитета разрешат поступать в магистратуру.

Последний пункт представляется наиболее интересным и дискуссионным одновременно. Минобрнауки предлагает сократить обучение в магистратуре по ряду специальностей до одного года. «Это большая потребность работодателей по ряду инженерных магистратур, по ряду магистратур в области информационных технологий – сократить нормативные сроки обучения. Потому что сегодня все-таки два года (обучения в магистратуре. – «НГ») – это зачастую много. Один год вполне достаточно. Но он необходим иной раз для того, чтобы специалист стал более высокого класса либо более высоким было качество образования», – пояснил министр.

По мнению Валерия Фалькова, вторая ступень обучения часто дублирует первую, и студенты тратят время на то, что они уже и так изучали в бакалавриате. Учитывая, что в данном случае бакалавриат плюс магистратура равняется по времени специалитету, мысль представляется интересной.

Учитывая, что после завершения обучения в вузе многие молодые люди заводят семью и откладывают учебу в магистратуре до лучших времен, одногодичный срок вполне мог бы сделать вторую ступень обучения вполне конкурентоспособной. Но при условии, что магистратура для непрофильных направлений уйдет из образовательного пространства. О ее возможном запрете в июне заявлял публично Валерий Фальков. За год из инженера юриста не сделают. Хотя педагога из выпускника классического университета – вполне. И многие школы были бы за это очень благодарны чиновникам.

Так что есть над чем подумать.

Очень просто этот вопрос решается на Западе. Там время учебы в вузе привязано к числу кредитных единиц. Зачетная единица (кредит) – это универсальная единица измерения объема образовательной программы. Она показывает, сколько времени должен потратить среднестатистический студент, чтобы освоить предложенный ему университетской программой материал. Занятия могут быть более интенсивными или менее интенсивными. И срок обучения меняется в зависимости от этого. По стандартам Европейской системы образования, полная программа магистратуры должна составлять не меньше 90–120 ECTS (кредитов). В большинстве европейских университетов стандартная продолжительность учебы в магистратуре составляет два года. Например, в Германии, за исключением частных вузов. В магистратурах Италии, Польши, США и Канады больше одного года. В Великобритании в таких вузах, как Кембрижский и Оксфордский университеты, магистерские программы (при очной форме обучения) и вовсе рассчитаны на девять месяцев.

Не очень радостной новость о годичной магистратуре станет для тех, кто старается избежать армии. В 22 года они обычно получали диплом бакалавра и подавали документы на обучение в магистратуре. Спустя два года магистратуры, в 24 года, отправлялись на три года в аспирантуру и оканчивали ее в 27 лет, достигнув нижней границы призывного возраста. Сегодня эта схема может разрушиться.

Год назад три Национальных исследовательских университета – МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ – провели опросы студентов. И выяснили, что почти 80% из них после бакалавриата намерены пойти учиться дальше, и в основном потому, что квалификации бакалавра для выбранной ими профессии явно недостаточно. Причем треть намерены поменять профиль деятельности. Еще 17,6% после магистратуры планируют идти в аспиранты. Почему хотят сменить профиль? Даже не столько потому, что выбрали вуз не по душе и разочаровались в будущей профессии. Дело в том, что на рынке труда появляются специальности, о которых мы ранее даже не подозревали.

И тут возможны новые коллизии. Например, такие.

Новые специальности – профиль которых определить сложно, потому что они на стыке разных профессий, – будут считаться магистратурой по профилю или нет? И по какому профилю, если программа объединяет несколько профилей сразу? И в чем сложность овладеть гуманитарными знаниями технарю за год? 


Читайте также


Средний балл по ЕГЭ как оценку качества обучения предлагают отменить

Средний балл по ЕГЭ как оценку качества обучения предлагают отменить

Наталья Савицкая

Испорченная логика больших цифр

0
1906
Какой урок можно извлечь из системы «бакалавр–магистр»

Какой урок можно извлечь из системы «бакалавр–магистр»

Михаил Иоффе

Возможности и ресурсы российского высшего образования после выхода из Болонских соглашений

0
3569
Региональная политика 22-25 августа в зеркале Telegram

Региональная политика 22-25 августа в зеркале Telegram

0
1791
Решение Верховного суда РФ о признании образования услугой вызвало возмущение студентов

Решение Верховного суда РФ о признании образования услугой вызвало возмущение студентов

Роман Каширин

Протестное заявление учащихся Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов опубликовано на сайте вуза

0
10580

Другие новости