0
5550
Газета Образование Печатная версия

10.08.2022 16:40:00

Кому-то и четырех лет в магистратуре будет мало

Одногодичная вторая ступень высшего образования многим студентам не позволит избежать призыва в армию

Тэги: минобрнауки, фальков, вуз, система образования, специалитет, магистратура, новые специальности


минобрнауки, фальков, вуз, система образования, специалитет, магистратура, новые специальности За год из инженера юриста не сделают. Хотя педагога из выпускника классического университета – вполне. Фото агентства «Москва»

Министр высшего образования и науки России Валерий Фальков заявил, что обновленную систему образования на смену Болонской в стране могут запустить уже в следующем учебном году. «Если наши предложения будут приняты, то, конечно, это со следующего учебного года», – пояснил Фальков.

Основные контуры этой системы в минувший вторник раскрыл ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий:

– в точных науках в большинстве случаев будет введен специалитет;

– полного отказа от бакалавриата не будет, его сохранят там, где это целесообразно;

– аспирантура станет научной, а не учебной;

– после специалитета разрешат поступать в магистратуру.

Последний пункт представляется наиболее интересным и дискуссионным одновременно. Минобрнауки предлагает сократить обучение в магистратуре по ряду специальностей до одного года. «Это большая потребность работодателей по ряду инженерных магистратур, по ряду магистратур в области информационных технологий – сократить нормативные сроки обучения. Потому что сегодня все-таки два года (обучения в магистратуре. – «НГ») – это зачастую много. Один год вполне достаточно. Но он необходим иной раз для того, чтобы специалист стал более высокого класса либо более высоким было качество образования», – пояснил министр.

По мнению Валерия Фалькова, вторая ступень обучения часто дублирует первую, и студенты тратят время на то, что они уже и так изучали в бакалавриате. Учитывая, что в данном случае бакалавриат плюс магистратура равняется по времени специалитету, мысль представляется интересной.

Учитывая, что после завершения обучения в вузе многие молодые люди заводят семью и откладывают учебу в магистратуре до лучших времен, одногодичный срок вполне мог бы сделать вторую ступень обучения вполне конкурентоспособной. Но при условии, что магистратура для непрофильных направлений уйдет из образовательного пространства. О ее возможном запрете в июне заявлял публично Валерий Фальков. За год из инженера юриста не сделают. Хотя педагога из выпускника классического университета – вполне. И многие школы были бы за это очень благодарны чиновникам.

Так что есть над чем подумать.

Очень просто этот вопрос решается на Западе. Там время учебы в вузе привязано к числу кредитных единиц. Зачетная единица (кредит) – это универсальная единица измерения объема образовательной программы. Она показывает, сколько времени должен потратить среднестатистический студент, чтобы освоить предложенный ему университетской программой материал. Занятия могут быть более интенсивными или менее интенсивными. И срок обучения меняется в зависимости от этого. По стандартам Европейской системы образования, полная программа магистратуры должна составлять не меньше 90–120 ECTS (кредитов). В большинстве европейских университетов стандартная продолжительность учебы в магистратуре составляет два года. Например, в Германии, за исключением частных вузов. В магистратурах Италии, Польши, США и Канады больше одного года. В Великобритании в таких вузах, как Кембрижский и Оксфордский университеты, магистерские программы (при очной форме обучения) и вовсе рассчитаны на девять месяцев.

Не очень радостной новость о годичной магистратуре станет для тех, кто старается избежать армии. В 22 года они обычно получали диплом бакалавра и подавали документы на обучение в магистратуре. Спустя два года магистратуры, в 24 года, отправлялись на три года в аспирантуру и оканчивали ее в 27 лет, достигнув нижней границы призывного возраста. Сегодня эта схема может разрушиться.

Год назад три Национальных исследовательских университета – МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ – провели опросы студентов. И выяснили, что почти 80% из них после бакалавриата намерены пойти учиться дальше, и в основном потому, что квалификации бакалавра для выбранной ими профессии явно недостаточно. Причем треть намерены поменять профиль деятельности. Еще 17,6% после магистратуры планируют идти в аспиранты. Почему хотят сменить профиль? Даже не столько потому, что выбрали вуз не по душе и разочаровались в будущей профессии. Дело в том, что на рынке труда появляются специальности, о которых мы ранее даже не подозревали.

И тут возможны новые коллизии. Например, такие.

Новые специальности – профиль которых определить сложно, потому что они на стыке разных профессий, – будут считаться магистратурой по профилю или нет? И по какому профилю, если программа объединяет несколько профилей сразу? И в чем сложность овладеть гуманитарными знаниями технарю за год? 


Читайте также


Зачем химику Кант

Зачем химику Кант

Андрей Мартынов

О философии вне философии

0
1239
Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Елена Герасимова

Министр Валерий Фальков не считает важным обговаривать сроки высшего образования

0
3136
Особенности кабульской магистратуры

Особенности кабульской магистратуры

Лариса Шашок

Как в Афганистане уничтожают светскую систему образования

0
3285
Государству нужны библиотекари и кораблестроители

Государству нужны библиотекари и кораблестроители

Наталья Савицкая

Обязательная отработка после окончания вуза составит не более пяти лет

0
6118

Другие новости