0
8471
Газета Образование Печатная версия

24.05.2023 18:17:00

Расщепление магистратуры

Завершающую стадию высшего образования разделят на академическую и профессиональную

Тэги: высшее образование, базовое, специализированное, новая система, пилотный проект, фальков


высшее образование, базовое, специализированное, новая система, пилотный проект, фальков Участники министерской коллегии предприняли мозговой штурм проблемы создания национальной системы высшего образования. Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru

После реформирования системы высшего образования граждане смогут дважды на бесплатной основе получить высшее образование – базовое и специализированное. Об этом сообщил в среду министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Министр также отметил, что массовый переход на новую систему высшего образования в России произойдет в 2025 году.

«Человек должен учиться в течение всей жизни. В XX веке была возможность один раз зайти и получить высшее образование. Сейчас, в XXI веке, у человека будет как минимум две возможности зайти в систему высшего образования: получить бесплатно сначала базовое, а потом специализированное высшее образование», – отметил министр.

По словам Фалькова, пилотный проект по изменению уровней высшего образования в РФ рассчитан на три года. Ключевыми станут 2023 и 2024 годы, а в 2026-м проект завершится. «Я думаю, что массовый переход – это 2025 год», – подчеркнул Фальков. По его словам, сроки обучения в новой системе работодатели будут определять совместно с вузами. Министр также уточнил, что проведение пилотного проекта по изменению системы высшего образования предоставит возможности доработать образовательные программы высшим учебным заведениям. В связи с этим в дальнейшем могут быть скорректированы сроки получения образования в университетах страны в соответствии с новыми потребностями работодателей.

Несколько ранее, на расширенной итоговой коллегии Министерства науки и высшего образования РФ, было объявлено, что вузы, которые получат право обучать студентов по программам магистратуры, пройдут специальный отбор. «Мы считаем, что регулятор должен иметь право отбора научных и образовательных организаций, которые будут реализовывать программы магистратуры, – подчеркнул Валерий Фальков. – Не в жесткой, возможно, в какой-то мягкой форме. Но это должно в любом случае совершенно по-другому оцениваться, нежели сегодня». Министр добавил, что в случае с программами магистратуры необходимо будет ужесточить и усовершенствовать процедуру приема. По мнению Валерия Фалькова, России сейчас нужны два типа магистратуры – академическая и профессиональная. Академическая будет полностью финансироваться из бюджета, а профессиональную могут оплачивать и работодатели.

Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов приветствовал предложение разработать критерии для поступления в магистратуру. Эта стадия высшего образования не должна быть неким «ускоренным бакалавриатом». Но при этом остается открытым вопрос: а что делать людям, которые захотят получить образование, не смежное с базовым? Куда они смогут пойти учиться?

Ярослав Кузьминов также счел верным решением, что профессиональную магистратуру могут оплачивать работодатели, а не государство. Тогда магистратура окажется заточенной под госзаказ.

Еще одна проблема, по мнению Ярослава Кузьминова, заключается в том, что «опять виден образовательный уклон в магистратуре». От него уходили в последнее время. А теперь он, похоже, опять вернулся. А очень важно сосредоточить магистратуру на достижении научного результата. И еще сомнения вызывает установленный срок продолжительности обучения.

В Советском Союзе было пять с половиной лет, в частности, по таким профессиям, как востоковед, историк и другие, заметил Ярослав Кузьминов. И понятно почему – там был большой объем нарратива. А сегодня есть группа исследовательских университетов. И там почти каждый студент имеет опцию исследовательского или проектного обучения. Поэтому минимальный срок обучения в такого типа вузах не может быть менее пяти лет.

Научно-технологическая политика и образовательная политика – эти два блока вышли из традиционного социального блока и стали сегодня локомотивом развития страны, напомнил на совещании советник президента РФ Андрей Фурсенко. Этому поспособствовали санкции. Сегодня, по мнению Фурсенко, необходима приоритизация направлений в науке. Текущие задачи требуют больших финансовых затрат, а ресурсы между тем ограничены. Отказ от чего-то означает одновременно концентрацию на тех направлениях, которые необходимы стране. Кроме того, важен контроль за получением результата.

Немаловажный аспект – обеспечение преемственности, напомнил Андрей Фурсенко. Если все рушить до основания – то потом уже ничего не будет. Королев и Курчатов брали к себе людей с хорошим фундаментальным образованием и уже затем готовили их к работе в новых отраслях. Не нужно, по мнению советника президента РФ, готовить студентов, которые стопроцентно подходили бы под запросы работодателя. Ничего страшного нет в том, что выпускника вуза доучат на рабочем месте. Это нормальная практика.

В общем, коллегия пришла к выводу, что необходимо продолжить работу над созданием контуров будущей системы высшего образования. 


Читайте также


"Академический сговор" все-таки существует

"Академический сговор" все-таки существует

Наталья Савицкая

Работодатели уже не могут слепо доверять дипломам выпускников вузов

0
3333
Считай сигналы, считывай систему

Считай сигналы, считывай систему

Дарья Курдюкова

К выставке Юрия Злотникова издана его рукопись "У истоков «Сигнальной системы"

0
2806
Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Елена Герасимова

Министр Валерий Фальков не считает важным обговаривать сроки высшего образования

0
5930
Москва стала пилотным регионом при выполнении поручений президента России

Москва стала пилотным регионом при выполнении поручений президента России

Татьяна Астафьева

Проекты, которые только начнут выполняться в регионах, в столице уже реализуются

0
3836

Другие новости