0
9267
Газета Образование Печатная версия

21.06.2023 18:02:00

Набор учителей в школы спускается на ступеньку ниже

Министерство просвещения готово пойти на формальное упрощение уровня подготовки будущих педагогов

Тэги: школа, учитель, предметник, подготовка, образование, колледж, минпрос, кравцов


школа, учитель, предметник, подготовка, образование, колледж, минпрос, кравцов В 2021 году педагогическим специальностям обучалось более 630 тысяч человек, из них более 400 тысяч – в вузах и около 200 тысяч – в колледжах. Фото со страницы Московского педагогического колледжа в «ВКонтакте»

Учителей-предметников для российских школ, возможно, будут готовить в колледжах. С такой инициативой выступил глава Минпросвещения Сергей Кравцов на конференции в рамках завершившегося Петербургского международного экономического форума. «В настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы», – отметил Кравцов в своем выступлении.

Реакция на это сообщение со стороны педагогической общественности последовала незамедлительно. И она неоднозначная. Появились заявления, что это шаг назад. Потому что в нынешних условиях технологического прогресса учителя должны быть все сплошь с высшим образованием.

В СМИ и публичном общественном пространстве так много говорят о высшем образовании, что порой складывается впечатление, будто каждый второй у нас – это человек с университетским дипломом. На самом деле ситуация не совсем такая. Согласно данным Росстата, на 1000 человек приходится 304 человека с высшим образованием и 347 человек – со средним профессиональным. То есть лица со средним профессиональным образованием – это самая многочисленная категория работников на российском рынке труда.

Выпускники техникумов, колледжей и профессиональных училищ составляют основу трудовых коллективов во всех отраслях российской экономики: на предприятиях машиностроения, металлургии, энергетики, добывающей промышленности, транспорта, связи, сервиса и торговли, ИТ-сектора, а также в социальной сфере – в образовании, здравоохранении, в области культуры и искусства.

По данным статистики, высшее педагогическое образование имеют 78,6% руководителей и 84,2% учителей средней школы. За последние пять лет доля руководящих кадров с высшим образованием заметно выросла, в то время как доля педагогов осталась прежней. Всего у нас 1083,4 тыс. педагогов в средней общеобразовательной школе. И с высшим образованием – 868 тыс. («Образование в цифрах», статистический сборник за 2022 год, НИУ ВШЭ).

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2021 году на педагогических специальностях обучалось более 630 тыс. человек, из них более 400 тыс. – в вузах и около 200 тыс. – в колледжах. Перевес в пользу вузов – почти в два раза.

Колледжи в основном формируются на базе педагогических вузов, что значительно облегчает учащимся техникумов их дальнейший переход в институты. Например, на базе Московского городского педагогического университета (МГПУ) педагогических колледжей сразу несколько. И расположены они в разных районах столицы, что облегчает набор: колледжи есть в Медведкове, на Пресне, в Дорогомилове, на Арбате, в Марьиной Роще…

Между тем психологи, такие авторитетные, как доктор педагогических наук, директор Института педагогики (СПбГУ) Елена Казакова, считают, что ранняя профессионализация помогает закрепить интерес человека к определенной профессии. Недаром сегодня экспериментируют с педагогическими лицейскими классами, которые помогают ученикам определиться с окончательным и осознанным выбором.

Исходят психологи из того факта, что владение предметом – это только половина успеха в учительской профессии. Чтобы стать учителем, нужно знать базовые принципы педагогики, теорию и методику преподавания, разбираться в детской психологии. А этому трудно научиться, если нет базового навыка – интереса к педагогике. И базового желания – стремления учиться.

Это, возможно, хорошо понимают и работодатели. Министр Кравцов утверждает, что выпускники педагогических специальностей системы среднего профессионального образования весьма востребованы у работодателей – руководства школ и детских садов.

Интересный аспект. А влияет ли диплом на положение учителя в школе? Будут ли учителя со средним образованием чувствовать себя ущемленными по сравнению с другими? Формально сегодня различий нет. Учителей не делят по уровню образования. Их делят по компетентности. Сегодня есть три категории педагогов: учитель второй категории, учитель первой категории, учитель высшей категории. Если учитель проработал в образовательной организации более двух лет, у него стабильные результаты, то ему можно смело проходить аттестацию на первую категорию. Аттестация на категорию проводится по желанию педагога.

На деле получить высшую категорию не так-то просто. Бывают случаи, что учитель 25 лет работает в школе, а получить высшую не может.

Категория делает учителя авторитетней. Ему повышают зарплату. Прибавка за категорию сильно отличается в зависимости от региона. В Тверской области за первую категорию доплачивают 70% от оклада, за высшую – 40%. В Забайкальском крае за высшую категорию доплачивают 15% от оклада.

Сегодня министр Кравцов заявляет о недостатке педагогических кадров и прогнозирует их дальнейшую нехватку в будущем. Предположительно к 2029 году она достигнет 188 тыс. вакансий. Данные социологических исследований ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» тоже говорят о нарастании дефицита педагогических кадров: доля учителей, которые сообщают о нехватке в своих школах педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51%. В одной школе, судя по ответам респондентов, может не хватать до 10 педагогов. Чаще всего российские школы испытывают трудности с учителями математики (34%), иностранных (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%).

В общем, решать проблему будут всевозможными способами. В том числе и снижением требований к уровню образования педагогов. 


Читайте также


Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Елена Герасимова

Как менялся спрос на направления подготовки в вузах в разные годы

0
1580
"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1783
На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

Василий Столбунов

0
2919
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5876

Другие новости