0
8560
Газета Образование Печатная версия

17.01.2024 18:58:00

Как изменить тенденцию "гуманитарного выбора"

Решение социально-экономические задач обществу надо искать во втором классе

Тэги: мониторинг мирэа, образование, гуманитарии, технари, рейтинг, педагогические кадры, дефицит, вшэ


мониторинг мирэа, образование, гуманитарии, технари, рейтинг, педагогические кадры, дефицит, вшэ Статистика подтверждает, что идущих на гуманитарные специальности больше, чем на инженерные и естественно-научные. Фото агентства «Москва»

Мониторинг за 2022 год, ежегодно проводимый главным информационно-вычислительным центром Российского технологического университета МИРЭА, свидетельствует, что гуманитариев в стране больше, чем технарей. В этом рейтинге к гуманитарным отнесены такие сферы, как науки об обществе, искусство и культура, образование и педагогические науки. А к группе технарей – людей, изучающих математические и естественные науки.

Одно из очевидных объяснений нарушения симметрии в соотношении гуманитарий/технарь носит гендерный характер. Принято считать, что среди девушек большим спросом пользуются гуманитарные направления, и им хуже даются точные науки. Так называемый блок дисциплин STEM (англ. science, technology, engineering and mathematics – естественные науки, технология, инженерия и математика).

Действительно, исследования Финансового университета показывают, что спрос на образование в России не снижается. При этом быстрее растет количество претендентов на образование по гуманитарным, а не техническим специальностям. Но здесь есть нюанс: в абсолютных цифрах набор на место в ведущих технических вузах страны тоже растет. То есть если требуется образование вообще, в виде диплома, то россияне выбирают общее гуманитарное, а если высшее техническое – то только в лучших вузах.

Не надо также забывать о тренде последнего времени – спрос на среднее специальное образование, который тоже уводит людей из сферы высшего технического образования.

В итоге хоть сегодня и чуть в меньшей степени, но техническое образование все равно проигрывает гуманитарному. И это притом, что оно чаще и больше обеспечено бюджетными местами. А вот гуманитариям приходится платить за обучение из собственного кармана.

На недавней встрече президента РФ Владимира Путина и министра просвещения Сергея Кравцова глава государства попросил министра уточнить, по каким специальностям сегодня высокие конкурсы. И Сергей Кравцов назвал – «гуманитарным». Но при этом добавил, что «пользуются популярностью и естественно-научные предметы, в том числе математика и физика».

Интерес главы государства к техническим специальностям объясним: ситуация в экономике требует найти возможности изменить тенденцию «гуманитарного выбора», поскольку поставлена задача – достичь технологического суверенитета, развивать новые технологии мирового уровня.

Пока же проблема решается со скрипом. В 2022 году в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» представили большой доклад на тему дефицита педагогических кадров по физике, математике и другим техническим специальностям. И вывод был таков: важно создать учителям максимально комфортные условия работы, продолжать обновлять инфраструктуру и проработать вопрос справедливой оплаты труда. Потому что ключевое звено в решении проблемы – школьное образование. Все упирается в учителей.

Из бесед с репетиторами и учителями выясняется, что проблема пока не случившегося технологического триумфа нашей страны начинается во втором классе, то есть в начальной школе.

Дело в том, что предмет «математика» во втором классе идет в двух направлениях. Если в одной школе (по одной программе) таблицу умножения начинают учить к весне, то во второй – таблицу умножения полностью ребенок должен знать уже к декабрю. Это одна проблема. Но есть и другая.

Таблица умножения во втором классе – лакмусовая бумажка, которая указывает пробелы в развитии когнитивных способностей у ребенка. Есть дети, которые не понимают, что числа связаны с количеством, и они не умеют (не научены) считать без ошибок. Эти дети учатся во втором классе, как учились в первом, не особо утруждая себя. Есть ошибка по математике – ну и ладно.

В итоге к концу года учителя наблюдают полную растерянность родителей. Они просто не понимают, как так случилось, что математика как индикатор интеллектуального уровня столь плохо воспринимается ребенком даже к концу второго класса школы. Ведь родители (и это правда) целыми днями только и делали что домашние задания. После легкой растерянности родители второклассника начинают поиски «пилюли», способной мгновенно излечить «больного», отметила в беседе с «НГ» репетитор со стажем Надежда Коновалова (Подмосковье). Но дело в том, что волшебной пилюли при изучении математики не существует. Этот предмет надо брать усидчивостью, решая раз за разом много задач.

«Если ребенок не приучен дисциплинированно выполнять ежедневную и рутинную работу по разработанному родителем плану (столько-то задач за столько-то времени), то ничего не получится. Математика – это сложно, нудно и долго», – объясняет Надежда Коновалова.

Если во втором классе есть проблемы (а они у огромной части аудитории есть), то решать задач ребенку надо больше, чем задано. Преодолевать инерцию мышления и сопротивление ребенка, который, сделав одну задачу с вашей помощью, решает, что у него все хорошо и замечательно. Без этого навыка кропотливого труда эффект будет минимальным.

Но если вы с ребенком справились с математикой в начальной школе, то к старшим классам школьник придет с другими результатами. В этом случае, советует репетитор, в школах следует дополнительно заниматься с отстающими по математике. 


Читайте также


Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
2034
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
2525
Кто будет править Германией в 2025 году

Кто будет править Германией в 2025 году

Олег Никифоров

Немецкие политики вступили в борьбу за канцлерское кресло

0
2256
"Академический сговор" все-таки существует

"Академический сговор" все-таки существует

Наталья Савицкая

Работодатели уже не могут слепо доверять дипломам выпускников вузов

0
4126

Другие новости