0
6321
Газета Образование Печатная версия

31.01.2024 18:32:00

Школьное "золото" вызывает вопросы

Объективный уровень успеваемости в образовательных учреждениях формализовать очень трудно

Тэги: саратовская область, школьники медалисты, качество подготовки, золотая медаль, условия получения


саратовская область, школьники медалисты, качество подготовки, золотая медаль, условия получения Золотая медаль может добавить некоторое количество баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз. Фото РИА Новости

В Министерстве образования Саратовской области усомнились в качестве подготовки школьников-медалистов. Об этом шла речь в Саратовской областной думе. Заместитель председателя правительства, министр образования Михаил Орлов привел следующие данные: 32% медалистов набрали по одному из предметов на ЕГЭ менее 70 баллов. «Это, конечно, вызывает очень большие вопросы по объективности выдачи медалей», – заявил он.

«Мы провели очень детальный анализ, – цитируют Михаила Орлова местные СМИ. – Выявили те школы, у которых это в системе происходит. Написали письмо в адрес всех глав администраций с требованием принятия дисциплинарных мер в отношении руководителей образовательных учреждений, которые допускают такую ситуацию».

Ситуация знакомая... Несколько лет назад количество и качество медалистов тоже вызывало вопросы, только уже в Рособрнадзоре. Ведомство отмечало, что в некоторых регионах России каждый пятый выпускник окончил школу с медалью. Начальник управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Евгений Семченко приводил такие цифры: в 2017 году процент медалистов среди выпускников школ Карачаево-Черкесии составлял 20%, в Адыгее – 17,7%, в Кабардино-Балкарии – 17,3%, в Мордовии и Ставропольском крае – по 16%, в Краснодарском крае – 15,6%, в Ростовской области – 14,7%. В Москве медали получили менее 9% выпускников, в Петербурге немногим более 7%. В среднем по стране медали получили 10% ребят, завершивших среднее образование.

Итак, региональные органы образования волнует, возможна ли вообще ситуация, что отличники сдают на не очень высокие баллы ЕГЭ? Здесь надо понимать природу отличника, считает учитель столичной школы № 109 Светлана Епишина. «Это ответственные дети, они действительно готовятся к каждому уроку, – отмечает педагог. – Ими движет стремление сделать все наилучшим образом. И здесь мы можем наблюдать близкий к перфекционистскому подход. Из-за этого качественно подготовиться к ЕГЭ такие дети просто физически не в состоянии. А то, что к ЕГЭ надо готовиться, думаю, сегодня уже ясно всем».

Второй вопрос, относящийся к теме отличников, касается их количества. Еще в 2011 году и в среднестатистической школе на потоке было по одному золотому медалисту и три серебряных. Но сегодня их гораздо больше.

Условия, которые необходимо выполнить для того, чтобы получить золотую медаль «За особые успехи в учении», оговорены специальным документом Министерства просвещения РФ, приказом № 114 от 22.03.21. И выглядят они так: на получение медали сегодня влияют не все текущие оценки, а лишь итоговые. Чтобы стать обладателем золотой медали, необходимо иметь пятерки в графах за первое и второе полугодие 10-го класса; итоговую годовую оценку в 10-м классе; пятерки за первое и второе полугодие 11-го класса; итоговую годовую оценку в 11-м классе.

То есть, согласно правилам, при принятия решения рассматриваются лишь оценки по тем предметам, которые были в выпускных классах. И еще одно обязательное условие для получения золотой медали – успешная сдача ЕГЭ по математике и русскому языку. Каждую из этих дисциплин нужно сдать не менее чем на 70 баллов. Предметы по выбору в ЕГЭ – не ниже, чем на проходной балл. В противном случае медаль не может быть вручена, даже если все остальные условия соблюдены.

Что дает золотая медаль? Этот знак признания успехов школьника может добавить некое количество баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз. При этом каждый вуз сам принимает решение, начислять ли дополнительные баллы за медаль и сколько. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова обладателям золотой медали прибавляют к результатам ЕГЭ 6 баллов, в МГТУ им. Н.Э. Баумана – 10 баллов, в МГИМО – 4, а в Санкт-Петербургском государственном университете и Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» – по 3 балла.

Еще одна тема получения школьного «золота» и «серебра» касается липовых медалистов. Самый серьезный скандал на эту тему случился в 2017 году. Адыгейская медалистка обвинила одноклассницу в незаслуженном получении медали прямо со сцены во время вручения. Девушка рассказала, что та ни разу в течение года не отвечала на уроках и получила награду лишь потому, что ее мать – руководительница отдела образования района.

Остается напомнить, что награждение как серебряными, так и золотыми медалями на федеральном уровне было отменено с 2014 года. Вместо этого стали вручать медаль «За особые успехи в учении», которая, по сути, заменила золотую. А серебряных не стало вовсе.

Интересная точка зрения на эту ситуацию присутствовала тогда в информационном поле. Якобы присуждение «серебра» не приносило школьникам того морального удовлетворения, которое должны они были получить. И даже вызывало страдание и депрессию. Ведь от «золота» «несчастливчиков» отделяла буквально пара баллов. Гуляла шутка: мол, большинство претендующих на «серебро» школьников не могли правильно написать слово «серебряный».

В начале августа прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому выпускники школ с 2023/24 учебного года начнут получать медали «За особые успехи в учении» II степени – серебряные медали.

Из истории школьной медали также известно, что впервые ими стали отмечать успешных учеников при Екатерине II. В Сухопутном шляхетском, а потом и кадетском корпусе их вручали лучшим воспитанникам. В начале XIX века учебные заведения – гимназии и училища – сами могли чеканить собственные медали, причем из настоящих золота и серебра. В 1820 году в каждой гимназии появилась своя медаль, которую вручали в конце года, ими награждались гимназисты с отличными оценками по всем предметам и примерным поведением. При поступлении на государственную службу медалистам автоматически присваивался чин коллежского регистратора.

Революция 1917 года внесла свои коррективы. Присуждение знаков отличий было отменено, но, несмотря на это, в 1918 году Исаак Дунаевский окончил киевскую гимназию с золотой медалью, а в 1920 году Игорь Курчатов – симферопольскую гимназию с такой же наградой. Традиция школ – отмечать лучших – была соблюдена. 


Другие новости