0
10667
Газета Образование Печатная версия

21.02.2024 18:33:00

Родители согласны на добровольный педагогический всеобуч

Большинству семей не хватает психологической эрудиции для качественного воспитания детей

Тэги: родители, компетенции, соцопрос, урфу, родительский всеобуч, дети, диалог, психология, педагогика


родители, компетенции, соцопрос, урфу, родительский всеобуч, дети, диалог, психология, педагогика Психологи подчеркивают, что взрослым нужно находить терпение, ловить интерес ребенка, вдохновляться... и дальше жить с ним в любви и согласии. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

Сотрудники Уральского федерального госуниверситета (УрФУ) провели социологический опрос. Представители вуза исследовали компетенции родителей Свердловской области. Оказалось, более половины опрошенных выступили в поддержку родительского всеобуча. Родители испытывают дефицит психологических знаний, особенно при решении бытовых, педагогических, медицинских вопросов.

Они отмечают неумение разбираться в конфликтных ситуациях. Как правило, это касается и детско-родительских отношений, и взаимоотношений с образовательными организациями. Из медицинских знаний им не хватает основ оказания первой доврачебной помощи. Родители признаются, что в сложных ситуациях они не понимают, как действовать. Также им не хватает знаний в умении взаимодействия с образовательными организациями. Они не всегда достигают успехов в привитии ребенку навыков самообслуживания.

«Интересно, что 70% опрошенных родителей высказались за поддержку необходимости родительского обучения. То есть родителям не хватает знаний и они готовы учиться. При этом родителям как школьников и студентов, так и детей возраста детского сада. Лишь 9% сказали, что они категорически против обучения. Остальные затруднились ответить», – цитируют на сайте УрФУ профессора кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Анну Багирову. Получать знания родители готовы в экспертных организациях или с помощью консультаций со специалистами. Современные родители не полагаются на интернет или собственный опыт, а также на опыт своих родителей или друзей. Они готовы проходить обучение в госорганах, госучреждениях, школах, детских садах, родительских объединениях, социальных службах.

Примечательно, что об обучении и получении специальных родительских навыков задумываются после рождения ребенка. Когда ребенок появляется, возникает абсолютно новый вид деятельности для молодых родителей, к которому, как оказывается, родители не вполне готовы.

Тема, что называется, на самом острие. В последнее время все чаще и чаще звучали на разных площадках тезисы о том, что разорваны связи между поколениями. У молодежной аудитории свои гуру. Семьи стали экономически более благополучны. Опыт бабушек и дедушек годится молодым все реже и реже.

И вот на этом фоне такое неожиданное резюме в исследовании уральских социологов. Оказывается, гуру-психологи тоже не в почете. Родители остро нуждаются в знаниях.

На профессиональном поле психологов и педагогов столкнулись два лагеря, две противоположные силы. Одна группа профессионалов убеждена, что современные дети принципиально ничем не отличаются от прошлых поколений. Поэтому учить и воспитывать их нужно так же, как и их родителей. Другая группа считает, что различия в детях этих двух поколений существенные и принципиальные. И относиться к нынешнему поколению юных нужно иначе.

Что кроется под этим словом «иначе», очень наглядно пояснил доктор педагогических наук, автор многочисленных книг по воспитанию Павел Степанов. «Недавно сотрудники Московского государственного психолого-педагогического университета провели масштабное исследование. Ими было опрошено около 40 тыс. школьников и более сотни педагогов с целью узнать, что те и другие думают о себе. Удивительно, но оказалось, что те характеристики, которые давали поколениям зарубежные авторы теории поколений (Штраус, Хоув), абсолютны справедливы и в отношении современного российского школьника», – отметил Степанов.

То есть многое в поведении нынешних детей во всем мире совпадает. На ребят сегодня меньше оказывают влияние сверстники и гораздо более влияют другие источники информации. И конкурентов на поле воспитания стало значительно больше. Но в ходе анкетирования также выяснилось, что живое общение, если оно интересно ребенку, всегда для него предпочтительнее общению онлайн. А это означает, что с сегодняшним поколением надо говорить. Причем как можно больше.

Это как раз и не понимают современные родители, храня в голове образец взаимоотношений в отчей семье. Они помнят, что родители вечно заняты на работе. Приходили под вечер уставшими. Дома их ждали хозяйственные дела. Единственный и главный вопрос за вечер ребенку: «Ты уроки сделал?» Школьник из прошлого говорил: «Да!» Ребенок нынешний скажет: «А зачем?»

«Это одна из важных особенностей нынешних детей: они не могут слепо следовать нормам закона, известным их отцам, – считает Павел Степанов. – Они хотят знать почему. Почему они должны это делать. Если любой приказ от родителей в прошлом вызывал у детей беспрекословное повиновение, то нынешние дети хотят знать – почему. Почему им надо делать это? Если раньше можно было у любого ребенка включить опцию «надо», то сегодня это не действует. Поэтому родителям нужно находить терпение, ловить интерес ребенка, вдохновляться... и дальше жить с ним в любви и согласии».

Кстати, есть еще одна деталь в общении с современным ребенком, замечает эксперт. Очень важно понимать, что разговор с чадом не должен быть затяжным. Сегодня долгий разговор не пойдет. Дети привыкли к получению информации и быстрой смене тем. Не сработают сегодня и жесткие методы воспитания: крики, ругань и ремень. Более того, современные дети вообще с трудом терпят менторский тон, считает исследователь. С ними не надо заигрывать и сюсюкать, они не любят панибратство и подражание взрослых молодежной манере. Это было во все времена, но сегодня, по словам профессора Степанова, это наблюдается повсеместно.

А вообще, как заметил ученый, взрослые сегодня много и плохо говорят о современных детях: «Дети остались самой крупной стратой, которая находится в самом тяжелом положении. 50% слов, сказанных в их адрес взрослыми, несправедливы. И оформлены так и в таком тоне, в котором взрослый человек не позволяет себе общаться с другими детьми. Поэтому диалогу с детьми придется учиться». 


Читайте также


В Санкт-Петербурге начинается фестиваль "Арлекин"

В Санкт-Петербурге начинается фестиваль "Арлекин"

Марина Гайкович

Российские театры представят лучшие спектакли для детей и подростков

0
2383
Сказки из кармашка

Сказки из кармашка

Елена Константинова

Зуля Стадник о том, почему сократила имя, о спрятанной навсегда первой повести и Стальной Шпильке

0
2946
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
3877
Коррупционное мышление как естественно-научный феномен

Коррупционное мышление как естественно-научный феномен

Низами Мамедов

Биопсихические качества Homo sapiens не исчезают с усилением в нем социальных качеств

0
5548

Другие новости