0
21012
Газета НГ-Энергия Печатная версия

11.09.2023 18:09:00

Плата за выбросы и отмена субсидий как рецепт лечения планеты

Международный валютный фонд предложил эффективную цену вместо рыночной на ископаемые энергоресурсы

Тэги: мвф, знергетика, экология, выбросы, плата за выбросы


мвф, знергетика, экология, выбросы, плата за выбросы Немецким промышленникам знаменитое качество сборки уже не помогает – они проигрывают конкуренцию на мировых рынках из-за высоких тарифов на электроэнергию. Фото Reuters

Опубликовано новое сообщение Международного валютного фонда (МВФ) по климатическим проблемам.

В нем всем странам предлагается прекратить субсидировать добычу ископаемых энергоносителей и ввести плату за эмиссию двуокиси углерода. Фонд опубликовал новые данные по госсубсидиям в добычу ископаемых энергоносителей. Согласно им, в 2022 году прямые и косвенные госсубсидии, направленные на увеличение добычи нефти, угля, газа, составили 7 трлн долл. Это соответствует 7,1% мирового ВВП. Изменение подхода к этому вопросу, считают эксперты фонда, позволило бы до 2030 года сократить выбросы двуокиси углерода на 43% и таким образом удержать названную в Парижском соглашении границу потепления климата Земли в пределах 2 градусов по Цельсию.

Согласно сообщению фонда, значительная часть – 82% – средств на поддержку добычи и переработки ископаемых энергоносителей представляют собой скрытые субсидии, поскольку в них не учитывается непосредственный ущерб, причиняемый воздействием субсидированных ископаемых энергоносителей на окружающую среду, в том числе на человека, нигде не отражается. Прямые же субсидии составляют из общего объема поддержки всего 18%. Но именно они возросли в период между 2020 и 2022 годами в абсолютных размерах с 0,5 до 1,3 трлн долл. как следствие событий в Украине. Впрочем, МВФ ожидает в перспективе снижения этого показателя. В сообщении отмечается наличие разницы между эффективной и рыночной ценами ископаемых энергоносителей. Считается, что эффективные цены отражают все расходы или потери, которые образуются при добыче и использовании ископаемого топлива. Речь идет о нанесенном ущербе окружающей среде и налогах. Например, при продаже угля во всем мире более 80% его продаваемого объема сбывается по ценам вдвое ниже эффективной цены.

В случае полной реформы этой системы, предусматривающей ликвидацию всех субсидий и введение платы за выбросы СО2, утверждают эксперты, цели Парижского соглашения будут достигнуты. Более того, уже статистически предопределенные показатели преждевременной смертности 1,6 млн человек из-за загрязнения атмосферы сжиганием ископаемых энергоносителей можно будет предотвратить. Даже такая комбинация, которую фонд называет «второй по успешности» или введение платы за выбросы в сочетании с региональными предписаниями по качеству воздушной атмосферы, могла бы снизить ежегодную смертность от загрязнения окружающей среды на 20%.

Для расчета стоимости тонны поступившего в атмосферу СО2 эксперты фонда предлагают учитывать потери, вызванные эмиссией двуокиси углерода. По оценке экспертов ООН, к потерям, вызванным использованием ископаемого топлива, следовало бы добавить следующее: 60% «цены потерь» состоят из потерь, связанных с изменениями климата, и 35% – из ущерба, нанесенного инфраструктуре, например за счет автомобильных пробок. А 5% – из недоплат в общественные кассы.

Для своих расчетов фонд использовал теоретическую цену двуокиси углерода, которая в 2020 году в США начиналась с 60 долл. за тонну СО2 и каждый год добавлялась по 1,5 долл. Однако это, по мнению экспертов, консервативный расчет, если учесть, что в США «социальные последствия» использования ископаемого топлива между 50 и почти 299 долл. лежат.

Реформа субсидий должна быть в интересах самих стран, даже если не принимать во внимание выгоды для климата планеты. Государства, реализующие такие реформы, получат в свое распоряжение доходы в размере 3,6% глобального ВВП. Это позволило бы им снизить стоимость производимой продукции или сократить свои долговые обязательства.

Самые крупные субсидии приходятся на Китай. Затем идут США, Россия, ЕС и Индия. Почти половина всех субсидий приходится на регион Восточная Азия/Тихий океан. В 2022 году субсидии практиковали 170 государств мира.

В абсолютных величинах по субсидиям на первом месте, как уже отмечалось, идет Китай с показателем 269,7 млрд долл. За ним следует Саудовская Аравия – 129 млрд долл., Индонезия – 78 млрд долл., Россия – 70,7 млрд долл. и Иран – 62,7 млрд долл. У США прямая поддержка ископаемых источников энергии составляет только 3 млрд долл.

В анализе отмечается, что Германия в данном списке со своими 43,4 млрд долл. прямых субсидий занимает далеко не первое место. Но ведомство по охране окружающей среды ФРГ (UBA) подсчитало, что на самом деле субсидии, наносящие ущерб окружающей среде, составляют в Германии 65 млрд долл. Впрочем, между ведомством и федеральным Министерством финансов существуют разногласия по вопросу, какие именно государственные дотации считать субсидиями.

В анализе указывается, что страны с развитой торговлей квотами на выбросы СО2 имеют более реальные цены на ископаемые энергоносители, такие как уголь, нефть и газ с точки зрения нанесения при их использовании вреда окружающей среде. Из стран ЕС это касается прежде всего Германии, Франции, Италии, а в европейском разрезе также и Великобритании.

Прежде всего следует заметить, что все госсубсидии на поддержку использования ископаемых энергоносителей во всех странах с рыночной экономикой примерно одинаковы. Так, в марте 2012 года в докладе «Государственная поддержка добычи нефти и газа в России: какой ценой?», подготовленном кандидатом экономических наук Иветтой Герасимчук, проанализированы размеры и эффективность государственных субсидий, направленных в нефтегазовый сектор России.

Автор выявила 30 схем предоставления субсидий производителям нефти и газа в России на федеральном уровне в 2009–2010 годах. Это и прямая поддержка (государственное целевое финансирование, государственные кредиты на льготных условиях и т.д.), и косвенная, например принятие государством ответственности по возмещению ущерба в результате аварий или предоставление в пользование компаний государственных объектов инфраструктуры на льготных условиях.

Но следует признать, что называть все эти виды поддержки стимулом для сокращения выбросов можно только при условии, что принимается подвигаемая нынешним руководством ООН (в частности, генеральным секретарем Антониу Гуттеришем) концепция виновности использования ископаемых энергоносителей как причины потепления климата. Другие исследования говорят о природных циклах на Земле, когда период потепления сменяется периодом похолодания, или об активности Солнца и даже о смещении оси Земли. 


Читайте также


Контуры предвидимого мира – 2050 год

Контуры предвидимого мира – 2050 год

Виктор Лось

Можно ли преодолеть критическую триаду глобального кризиса

0
3986
Минфин РФ отчитывался перед МВФ, который Bloomberg считает инструментом войны с Россией...

Минфин РФ отчитывался перед МВФ, который Bloomberg считает инструментом войны с Россией...

Михаил Сергеев

Губернаторы рассказывают об ущербе от паводков

0
2964
Вопросы безопасности вокруг АЭС «Фукусима-1» пока не имеют ответа

Вопросы безопасности вокруг АЭС «Фукусима-1» пока не имеют ответа

Наталия Гопаненко

0
3720
Воронежский вуз вступил в Российское партнерство за сохранение климата

Воронежский вуз вступил в Российское партнерство за сохранение климата

Василий Столбунов

0
1482

Другие новости