Валерий Фокин, Георгий Гаранян, Святослав Бэлза, Юрий Башмет, Сергей Алимов, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили.
УЖЕ НЕСКОЛЬКО лет Государственные премии в области литературы и искусства вручают 12 июня, в День независимости России. Традиция сложилась при президенте Борисе Ельцине, новый президент не стал ее нарушать. Но если прошлый список складывался при Ельцине и достался новому президенту в виде, так сказать, политико-культурного наследия, то нынешний - плод работы уже новых судей. Вернее сказать: нынешний складывался при новом президенте. Оговорка - существенна.
В списках соискателей, которые традиционно появляются накануне Нового года или же в начале года (как в этот раз), часто обескураживали не сами фигуранты, а список организаций, участвовавших в выдвижении. Например, несколько лет назад лидером по выдвижению была некая экологическая ассоциация "Возрождение", пристально и заинтересованно наблюдавшая, кажется, за всеми искусствами. Но есть еще один вопрос, в силу некоторой непроясненности - не такой очевидный: "А судьи кто?"
Вопрос этот тем более занимателен, что в прежние годы по спискам соискателей, а потом - и лауреатов Государственной премии, удалось составить нечто вроде парадигмы Ельцина или "ельцинских традиций" в государственно-премиальной области. Почти во всех областях культуры и искусства доверием пользовались именно профессиональные выдвиженцы - те, кого двигали коллеги по профессии. Другое дело, что, на наш, например, вкус, нынешние взгляды секретариата Союза художников сильно отстали (по сравнению, скажем, с Союзом театральных деятелей или Союзом кинематографистов). И т.д.
Взгляды Владимира Путина в области культуры - более чем размыты. Возможно, не здесь писать об этом, поскольку вручение Государственных премий (или публикация списка соискателей) не много сообщает в этой связи. Тем не менее: некоторая путаница, торопливость (если не сказать суета) президента (или его администрации) во всем, что касается вопросов культуры и искусства, непостижимым образом тут же нашла отражение в новом списке допущенных к конкурсу. Поздравление от Ельцина всякий раз становилось событием, телеграмма от нового президента поступает по всякому круглому и не слишком круглому "поводу" любому мало-мальски известному мастеру искусства. Нет отбора. Может быть, потому что нет критериев. Кажется, чтобы не разбираться в том, что есть честь, что - бесчестье (как говаривала одна героиня Островского), новый президент поощряет к цветению все, так сказать, растения...
Мы позвонили в Комиссию по Госпремиям и попросили список членов Комиссии и списки экспертных советов "по направлениям". Нам пообещали. Через день что-то в их настроении изменилось, и нас переадресовали к начальнику отдела администрации президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Комиссии по Госпремиям РФ в области литературы и искусства при президенте РФ г-же Ольге Петровне Чинаевой. Кто-то, верно, решил, что время рассекречивать эти "государственные тайны" еще не пришло. Увы, связаться с Ольгой Чинаевой нам не удалось. На протяжении нескольких дней ни один телефон комиссии вообще не отвечал. К слову, г-жа Чинаева - из тех, кто много лет бессменно занимает это место. В России это и есть традиция - меняется все, чиновники среднего звена остаются на своих местах.
Но (как и в первый раз - то есть безо всяких объяснений) на следующий день в газету прислали список Комиссии по Государственным премиям. Хотя, кажется, не весь. Дело в том, что мы получили списки тех, кто работает в секциях "по направлениям". Театральную в прошлом году возглавлял Михаил Ульянов. В полученном нами "составе" председатели секций не расписаны. (Список всей комиссии, который мы получили из Комитета по Государственным премиям, мы публикуем в сегодняшнем приложении "Кулиса НГ".) Но помимо них существует президиум, который разбирается с представлениями соответствующих рабочих групп и в конце мая принимает окончательное решение. В прошлом году в него вроде бы входили Святослав Бэлза, Олег Табаков, Ирина Антонова, Валерий Фокин, Михаил Пиотровский...
Принцип, говорят, такой: в комиссии и в президиум входят лауреаты прошлых лет. В жизни выходит иначе: прошлых и будущих. Не хочется никого обижать, но кажется, будто, собравшись вместе, члены соответствующих комиссий вглядываются друг в друга, радуются знакомым чертам. И - появляются потом в списке соискателей спектакли Сергея Арцибашева, (в прошлом году) или Святослав Бэлза как автор и телеведущий (в нынешнем). Год назад мы написали о том, что четыре члена театральной секции не покидали собрания, когда обсуждали спектакли их собственных театров: в зале сидели Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Михаил Ульянов, Сергей Арцибашев, когда обсуждался спектакль БДТ имени Г.А. Товстоногова "Борис Годунов", в котором худрук этого театра Кирилл Лавров играет роль Пимена, "Женитьба", поставленная Сергеем Арцибашевым в возглавляемом им Театре на Покровке, "Посвящение Еве" Театра имени Евг. Вахтангова, которым руководит Михаил Ульянов... В итоге горнило отбора прошла одна "Женитьба", причем к заявленным в списке актерам на последней стадии добавили и режиссера. И вот неожиданность - Арцибашев получил вторую Госпремию. Уровень спектаклей оставим в стороне. Согласитесь: странная практика!
Упомянутые в статье уважаемые мастера обиделись. А кто-то даже встал на их защиту: мол, такие порядочные люди!.. Вот и беда. У нас так уж повелось, что порядочным людям у нас можно делать все что угодно, навеки зарезервировав свою добродетельность в глазах друзей и коллег. Но, увы, не все вокруг - друзья и коллеги.
Положив, например, слева полученный нами "состав Комиссии при президенте...", а справа - обнародованный "список произведений" с приглашением к их "открытому обсуждению", вновь находим такие же "странные сближения". Скажем, Сергей Алимов. Художник театра и кино, работает в "Секции изобразительного искусства" комиссии. В соседнем списке - Сергей Алимов, художник театра и кино (точно!). Работы по произведениям классиков русской литературы Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Булгакова. В "Секции музыкального и хореографического искусства" первым (по алфавиту) значится Юрий Башмет, "художественный руководитель камерного оркестра "Солисты Москвы". А на соискание Госпремии в области литературы и искусства 2000 года в соответствующей "секции" допущен Юрий Башмет, альтист, за "концертные программы 1992-2000 гг.". В области театра практически дважды фигурирует Валерий Фокин: во-первых, выдвинуты исполнители главных ролей в его спектакле "Старосветская любовь" (опыт прошлого года свидетельствует, что режиссера "добавляют" на самой последней стадии - именно так была "разыграна" "Женитьба" Сергея Арцибашева), во-вторых, сам Фокин фигурирует в разделе "Просветительская деятельность" как художественный руководитель Театрально-культурного центра имени Вс. Мейерхольда.
В разделе "Театральное искусство" подобная, прошу прощения, "безыскусность" стала традицией. Зачем, собственно говоря, искать кого-нибудь еще, когда перед глазами - свои собственные достижения. Не прошел в прошлом году "Борис Годунов" - не беда. В афише БДТ имени Г.А. Товстоногова, но, кажется, еще прежде "Годунова" (тоже не беда) появилась "Аркадия". В театральной секции - целых два представителя БДТ: худрук Кирилл Лавров и Олег Басилашвили. Лавров после прошлогоднего скандала публично заявил о своем выходе из состава комиссии. Но интересы театра, видимо, перевесили. Можно ли было сомневаться в том, что "Аркадия" преодолеет первичный отбор и будет допущена на соискание?! В обоих списках находим и М.Х. Салимжанова. В одном случае он - художественный руководитель Татарского государственного академического театра имени Г.Камала, в другом, уже собственно премиальном, - режиссер-постановщик спектаклей "Голубая шаль", "Приехала мама" и "Суббота, воскресенье, понедельник". В том же, разумеется, театре.
Казалось бы, всего две позиции в разделе "Эстрадное и цирковое искусство". И, кажется, всего одна премия. Но и тут не обошлось без обидной "тавтологии". Первым в этой секции значится "композитор, дирижер, саксофонист" Георгий Гаранян. И в списке соискателей он тоже первый - "композитор, дирижер, саксофонист". Выдвинут за цикл программ "Джаз: тема с вариациями", "Золотые мелодии джаза", "Первые сорок лет в джазе". И т.д. Надо же!
Подведем итоги: члены комиссии или ее президиума прямо или косвенно претендуют на 8 из 23 ежегодных Государственных премий. Если из 23 вычесть одну, полагающуюся за достижения "для детей и юношества", останется 22. 8 из 22 - это 36,3%. О полной приватизации речи нет. Пока. 36,3% - даже не контрольный, но, согласитесь, неплохой "пакет" в деле, которое по определению всегда сулит прибыль.