ПОСЛЕ ПОКАЗА в Русском музее в Санкт-Петербурге в Москву приехал "Девятый вал" Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900). Выставка, центром которой явилась эта картина, открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу. В масштабных экспозициях, организованных Третьяковкой за последнее время, это еще один признанный русский живописец вслед за Карлом Брюлловым.
Выставка Айвазовского позволяет судить об определенной и чрезвычайно продуманной экспозиционной политике. В обоих имеет место определенный выставочный сюжет, который, если так можно выразиться, закручивается вокруг главного полотна. Если Карл Брюллов поражал всех трагедией мироздания в "Последнем дне Помпеи", то главной темой Айвазовского являются мощь и сила стихии.
Доступный живописный язык не отрицает качества. Айвазовский привлекает своими изображениями различных состояний воды, передачей ее особых качеств - прозрачности, пенящегося гребешка, в разное время суток, при разном освещении. В его пристрастии к изображению стихийной жизни иногда видно не только следование нравам романтической эпохи и традициям живописи того времени, но и подлинная любовь к морю. В лучших картинах вдохновение и восторг стихией передается зрителю, во всех - поражает мастерство. И хотя в ряде картин чувствуется формальный подход к теме и видно, что художник порой просто повторяет на разные лады и в разных форматах серию приемов в изображении воды, накрененных кораблей, условно написанных фигур людей, удовольствию это не мешает.
Выставка хороша тем, что творчество Айвазовского можно увидеть в его целостности. Однако здесь же видно, что в поздний период творчества Айвазовского его живопись становится все более искусственной, тема - исчерпанной, а приемы - исписанными.