0
6956
Газета События Печатная версия

15.07.2015 00:01:00

Московский храм для Цхинвала

Взаимодействие с Южной Осетией РПЦ выстраивает по образцу Абхазии

Тэги: республика южная осетия, православие, рпц, аланская епархия, президент леонид тибилов, архиепископ владикавказский зосима, патриарх кирилл


республика южная осетия, православие, рпц, аланская епархия, президент леонид тибилов, архиепископ владикавказский зосима, патриарх кирилл Для президента Леонида Тибилова сотрудничество с РПЦ, возможно, является одним из вариантов интеграции с Россией. Фото с сайта www.presidentruo.org

В столице Республики Южная Осетия (РЮО) будет построен храм Московского патриархата. Этот вопрос 2 июля с.г. обсудили в Цхинвале архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима (Остапенко) и президент РЮО Леонид Тибилов. Строительство планируется завершить к 2018 году.

Ранее, 5 июня, глава администрации Цхинвала Алан Алборов доложил Тибилову о подборе участка в центре города. Как подчеркивает Тибилов, решение о строительстве храма принято на его встрече с патриархом Московским и всея Руси Кириллом 10 сентября 2014 года. В данный момент, по словам президента РЮО, «проект уже разработан, храм будет выполнен в византийском стиле и станет настоящим украшением центра нашего города». Ранее, как писала республиканская газета «Южная Осетия», на прошедшей 30 апреля в Цхинвале встрече с делегацией Владикавказской и Аланской епархии РПЦ, на которой РЮО представляли госсоветник президента Мераб Зассеев, уполномоченный президента по делам религий Соня Хубаева и начальник управления внешнеполитических связей МИД Таймураз Джиджджоев, обсуждался не только «вопрос строительства храма и духовно-просветительского комплекса Русской православной церкви в Цхинвале», но также «возможность совершения богослужений клириками Московского патриархата в населенных пунктах РЮО, остающихся без пастырского попечения».

Канонически Южная Осетия относится к юрисдикции Грузинской православной церкви, и РПЦ не оспаривает данный факт, хотя с 1991 года республика de facto независима от Тбилиси и ее верующие стремятся добиться также церковной независимости. В 2005 году православные храмы РЮО в составе самопровозглашенной Аланской епархии перешли под юрисдикцию так называемого «Синода противостоящих православной Церкви отеческого церковного календаря Греции», созданного в 1984 году в Афинах и признанного лишь несколькими такого же рода Церквами на Балканах. «Наша позиция такова: Южная Осетия – это территория Аланской епархии, – заявил 25 декабря 2014 года информагентству «Рес» цхинвальский благочинный священник Иаков Хетагуров. – Если мы независимое государство, то будущее должно быть за нашей епархией». При этом, несмотря на каноническую юрисдикцию Грузинской православной церкви над Южной Осетией и переход местного духовенства к старостильникам, РПЦ в последнее время активизировала свою деятельность в республике.

«В течение последних 25 лет Южная Осетия обращалась к РПЦ с просьбой взять православный югоосетинский народ под свой омофор, но, исходя из строгих канонов Церкви, РПЦ не могла взять под свое окормление югоосетинскую Церковь, – прокомментировала 17 июня с.г. официальному сайту РЮО Соня Хубаева. – После недавней встречи президента Леонида Тибилова с патриархом Кириллом контакты с РПЦ активизировались. Налаживает отношения с югоосетинскими священниками и Владикавказская и Аланская епархия (РПЦ. – «НГР»), направившая в республику священника Сергия Кокоева, который служит на территории Южной Осетии в течение года. Никакого противодействия со стороны нашей Церкви при этом не наблюдается». «Южная Осетия – это республика, которая имеет очень тесные, давние связи с братской Россией. И было бы большой ошибкой, если бы Московский патриархат не был здесь представлен, – в интервью информагентству «Рес» отмечал и Хетагуров. – И в этом свете на территории Южной Осетии должен быть храм Московского патриархата». По мнению цхинвальского благочинного, важно, что «в этом храме должен служить священник родом из Южной Осетии, который прекрасно знает реалии республики, менталитет народа, язык, местное религиозное наследие». «Слава богу, эти все наши предложения были учтены, и сейчас на территории республики строится храм Московской патриархии, – добавил Хетагуров. – Очень радует, что на службу в этот храм благословили священника Сергия Кокоева. Мы с ним знакомы еще со времен грузинской агрессии в 2004 году, он состоял в рядах защитников Отечества и принимал участие в защите независимости республики».

В том же интервью цхинвальский благочинный отметил по поводу священника Сергия Кокоева, что тот «привел в порядок и отреставрировал храм Святого Николая Угодника на северной окраине Цхинвала». Информация об этом есть на сайте епархии РПЦ в Северной Осетии: «19 января 2015 года, в праздник Богоявления, клирик Владикавказской и Аланской епархии иерей Сергий Кокоев совершил Божественную литургию в восстановленном Свято-Никольском храме в столице Республики Южная Осетия».

Можно отметить, что аналогичным образом РПЦ выстраивает взаимодействие с верующими еще одной отделившейся от Грузии республики – Абхазии. Там несут служение местные клирики, относящиеся к соседней епархии Русской православной церкви – Кубанской и Краснодарской.

Немалое влияние на церковную жизнь в РЮО оказывает российское государство. «В 2008 году президент России Дмитрий Медведев подарил Южной Осетии на строительство кафедрального собора финансовые средства», – утверждается в открытом письме к президенту РЮО от начальника отдела охраны памятников Минкультуры республики Нелли Табуевой, опубликованном 31 мая с.г. информагентством «Осинформ». Это 26 мая с.г. подтвердила на официальном сайте РЮО Соня Хубаева: «В течение уже четырех лет идут разговоры о строительстве храма. Это была инициатива экс-президента РФ Дмитрия Медведева… Был создан фонд в РЮО «Возрождение православия» (на сайте Владикавказской и Аланской епархии РПЦ указано, что ее клирик Сергий Кокоев возглавляет общественный фонд «Возрождение православия в Южной Осетии». – «НГР»), которому была поручены разработка проекта и строительство храма». «Сегодня остро стоит вопрос строительства этого храма, – добавила Хубаева. – Промедление в этом вопросе чревато обесцениванием выделенного капитала, который перечислен в Фонд Андрея Первозванного более четырех лет назад».

При обсуждении строительства храма в Цхинвале поднимается вопрос о вхождении местной епархии в юрисдикцию РПЦ. Так, журналист официального сайта РЮО прямо спросил в ходе майского интервью Хубаеву: «Как вы оцениваете возможность объединения Аланской церкви с РПЦ?» На что уполномоченный президента по делам религий ответила: «Наша Аланская епархия находится в составе греческого Синода, с которым РПЦ не имеет канонических отношений. Поэтому проблему надо решать весьма осторожно». 13 июня на радио «Эхо Кавказа» цхинвальский благочинный сообщил, что «слышал и знает о том», что в республику якобы будет направлен викарный епископ РПЦ, но никак не может прокомментировать такие слухи. Хетагуров добавил также, что викарий Московского патриарха может появиться в республике «только тогда, когда Русская православная церковь признает территорию Южной Осетии канонической территорией Русской церкви».

«Представители православия Южной Осетии давно выражают желание выйти из юрисдикции Грузинской православной церкви и стать независимыми от нее, – отметил «НГР» доктор философских наук, исследователь «альтернативного» православия Анатолий Лещинский. – Причины выхода из подчинения Грузинской церкви имеют историческую подоплеку (осетины еще в Средние века имели Аланскую митрополию, входившую в состав Константинопольского патриархата) и обусловлены современной социально-политической ситуацией в регионе. В начале 1990-х годов церковное руководство Южной Осетии намеревалось войти в юрисдикцию Московского патриархата, но получило отказ. Однако православные Южной Осетии были приняты в Русскую православную церковь за рубежом, которая позже, перед возвращением в Московский патриархат, претерпела раскол. В итоге верующие Южной Осетии решили пока не иметь дела ни с грузинским, ни с русским православием, и на правах Аланской митрополии вошли в старостильный «Синод противостоящих», так как считали, что будут опять близки к греческой церковной традиции, хотя старостильные структуры не признаны Вселенским патриархатом и считаются находящимися с ним в расколе». По мнению эксперта, возможность присоединения Аланской митрополии к РПЦ реальна, причем основанием для этого может быть учтено то обстоятельство, что «Аланская епархия была независимой до 1801 года, когда Грузия вошла в состав Российской империи и весь этот регион в церковном отношении был подчинен Российской православной церкви». Созданный тогда Грузинский экзархат только в советский период был признан в качестве независимой Церкви.

«НГР» направили запрос по поводу получения более подробной информации в пресс-службу Владикавказской и Аланской епархии, но ответа на заданные вопросы на момент сдачи номера не было получено. Секретарь по межправославным связям ОВЦС Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Игорь Якимчук также не был доступен для комментариев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль стянул дополнительные силы к границе с Сирией

Израиль стянул дополнительные силы к границе с Сирией

Игорь Субботин

Дамаск обвинил соседа в убийстве "куратора" Голанских высот

1
1385
Иностранному бизнесу в России мешают регуляторные барьеры

Иностранному бизнесу в России мешают регуляторные барьеры

Ольга Соловьева

Медленный рост экономики страны отпугивает зарубежных инвесторов

0
1002
Обвинительный уклон грозит госказне убытками

Обвинительный уклон грозит госказне убытками

Екатерина Трифонова

Расширение уголовных репрессий придется щедрее компенсировать

0
1156
Национализацию элит понемногу сворачивают

Национализацию элит понемногу сворачивают

Иван Родин

МВД пошло в обход нормы Конституции о запрете второго гражданства для чиновников

0
1274

Другие новости

Загрузка...