0
4617
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

18.02.2015 00:01:00

Традиционные ценности под снос

Михаил Ситников

Об авторе: Михаил Николаевич Ситников – журналист.

Тэги: кижи, православие, религия, музей, лехмус, храм


кижи, православие, религия, музей, лехмус, храм Храм Преображения, поддерживаемый металлическими конструкциями, реставраторы перебирают по бревнышкам. Фото Кристиана Триберта

Предложение священнослужителя из Карелии снести шедевр деревянного русского зодчества и выстроить новодел заставило вздрогнуть не одного отечественного искусствоведа. Ведь за минувшие годы Русской православной церкви переданы многие бесценные памятники истории и архитектуры. В одной лишь Москве это, например, Донской монастырь, храм Троицы Живоначальной в Никитниках (бывший филиал Государственного исторического музея – ГИМ), собор Сретенского монастыря (бывший Центр им. Грабаря – ВХНРЦ), храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (бывший Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева), храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе, храм Воскресения Христова в Кадашах (бывший ВХНРЦ), Покровский собор Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке (бывший ВХНРЦ), Новодевичий монастырь (бывший ГИМ), Крутицкое подворье (бывший ГИМ), храм Апостола Иоанна Богослова под Вязом (бывший Музей истории Москвы).

Пусть речь пойдет и не о типичном случае, а всего лишь об излишне откровенном признаке не слишком здоровой тенденции, однако не упомянуть об отношении пользователя, становящегося сегодня собственником практически всего культурного наследия народов России, нельзя. Тем более что в ряду переданных РПЦ памятников есть не только белокаменные монолиты, которые можно изрядно попортить, но хотя бы не уничтожить, приспосабливая под вкусы меняющихся архиереев и настоятелей. Есть, например, Кижи – конкретней, легендарная уже церковь Преображения. Та самая, что «без единого гвоздя», числится в списке ЮНЕСКО и оказалась сегодня в распоряжении настоятеля Спасо-Преображенского прихода  на острове Кижи протоиерея Павла Лехмуса.

Вполне вероятно, что для самореализации дирижера-хоровика, выпускника Петрозаводской консерватории Павла Лехмуса более подходящим оказался бы современный зал. Но категоричность указания на непозволительную ветхость памятника членам Общественного совета при музее-заповеднике «Кижи» смутила многих. По мнению священнослужителя, «главное... это то, чтобы как можно скорее в храме Преображения Господня началась служба», для чего, судя по цитате его слов изданием «Петрозаводск», «гораздо честнее, правильнее было бы все это убрать – гнилые деревяшки – и поставить новый храм, где будут службы идти. Я честно признаюсь, совершенно честно и откровенно. Потому что это перекладывание (реставрация храма путем кропотливой переборки бревен. – «НГР») очень дорогостоящее, долгое. Оно отдаляет нас от главного. От того, ради чего все это было построено. Ради чего, для чего и какая цель у постройки всего этого великолепия».

Однако, несколько опомнившись, священнослужитель попытался оправдать «проповедь варварства». Заявляя, что во всем виновны переживания об отсрочке из-за реставрации возможности использовать храм по полной, Лехмус поясняет: «Он не функционирует как храм, а остается как некий фетиш, который нужно долго-долго ремонтировать и перебирать эти самые полусгнившие бревна. Именно это я имел в виду, что ради главного, чтобы в храме была служба, может быть, было бы честнее разобрать эти бревна и поставить новые. Именно в этом контексте. Когда человеку больно – он кричит. Именно эта боль явила это не вполне корректное высказывание».

«Проблема совсем не в том, что какой-то один косный священнослужитель сказал дикость, – считает старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, специалист по древнерусскому искусству Левон Нерсесян. – Он выдал с головой страшную тенденцию, которой подвержены многие в так называемых клерикальных кругах. Привычка получать все, что им требуется, в том числе и исторически сложившиеся культурные ценности народа, обернулась чем-то вроде ослепления. Эти владельцы и собственники стали не способны осознавать, что это такое, с чем они имеют дело. Все сознание там сконцентрировалось на своем маленьком и, в общем-то, замкнутом мирке со своими представлениями и понятиями, которые требуется распространить и сделать законом для всех. Это даже не просто тяга к овладению всем, что только можно себе представить, – это абсолютное непонимание того, перед чем они стоят. Храм Преображения в Кижах, который, конечно же, лучше разобрать по бревнышку и обустроить вместо него целый комплекс с собором, магазином, гостиницей и автостоянкой, – это только признак глобальной мечты. И не только этот храм, но и все, о чем судят с той же категоричностью, просто не всегда это высказывают так откровенно, как священник в Кижах».

«А что тут, собственно, нового? – говорит доктор искусствоведения, заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии Алексей Лебедев. – Это типичный подход ко всему в этой религиозной организации. Икона старая – надо переписать, фрески плохо видно – надо сдолбить и написать новые, поярче! История с храмом Преображения могла привлечь внимание и удивить кого-то разве что оттого, что речь о памятнике мирового значения. А так ничего особенного, того, что могло бы оказаться неожиданным со стороны кадров этого сообщества, я не вижу. Редко, очень редко в церковной среде встречаются люди, которые способны отделить ценность памятника от утилитарности просто «своего объекта». Да, и такое бывает, но редко, очень редко...»

В заключение необходимо напомнить, что государство не оставило Церковь один на один с ветхим фондом шедевров архитектуры. По словам министра культуры Владимира Мединского, в 2014 году его ведомство «из своего не самого большого бюджета выделило более 6 млрд руб. на восстановление 255 памятников культурного наследия, находящихся в пользовании Русской православной церкви». Так что жалобы на слишком дорогостоящую реставрацию памятника всемирного наследия в музее-заповеднике «Кижи» несостоятельны. Все дело в «нетерпении сердца» активного священнослужителя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1813
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4395
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2404
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2745

Другие новости