0
7634
Газета Вера и общество Интернет-версия

04.11.2020 19:51:00

Путин обратился к гражданам с межконфессиональной «проповедью»

Президент расширил список традиционных для России религий и цитировал священные писания

Тэги: религия, вера, власть, путин, верующие, общество, проповедь, политика


религия, вера, власть, путин, верующие, общество, проповедь, политика Фото kremlin.ru

Президент Владимир Путин провел в День народного единства 4 ноября традиционную встречу с религиозными лидерами России, однако в нетрадиционном формате. И дело не только в том, что встреча происходила в онлайн-формате. К «бесконтактному» формату все уже привыкли за полгода пандемии. Но и содержание речи президента, которую он обратил к духовным лидерам, тоже удивило некоторой новизной.

В год, когда Россия приняла поправки к Конституции, Путин по-новому пытается нащупать тот баланс, который позволяет проводить одновременно и консервативный курс, и придерживаться веротерпимости в лучших, доселе не виданных формах просвещенного абсолютизма.

Подчеркивая приверженность равноправию народов и религий, Путин произнес фразу: «Традиции доброго, уважительного отношения между людьми разных национальностей вероисповеданий завещаны нам нашими предками». Она важна, поскольку рифмуется со строкой в новой редакции Основного закона, где говорится о «вере в Бога, завещанной нам предками». Упоминание о Боге в Конституции вызвало много споров. Высказывались и опасения, что России угрожает клерикальный крен. Многие спрашивали: нет ли здесь намека на доминирующую религиозную традицию, раз говорится о предках, создавших российскую государственность – а это, несомненно, русские люди, исповедовавшие государственное до некоторых пор православное христианство.

Путин и правда на этот раз не произнес ни слова ни о светском государстве, ни о конституционном принципе отделения религии от государства и политики. Наоборот, он повторил много раз высказанную ранее мысль о том, что у религиозных лидеров – своя зона ответственности. Они обеспечивают межэтническое и межрелигиозное согласие. А это, безусловно, политическая функция.

Однако рифма президентских слов со строкой в Конституции тоже имеет свои нюансы. «Завещана предками» у Путина не вера в Бога, а уважительные отношениями между народами.

На этот раз речь президента звучала на фоне трагических событий в Европе. Видимо, поэтому он избежал упоминаний о светскости, ведь именно этот принцип позволяет французскому президенту Эмманюэлю Макрону настаивать на широком понимании свободы слова. Путин же демонстративно отмежевался от европейских представлений о свободе слова, назвав их фактически провокацией. Впрочем, такой же провокацией он считает и действия террористов, которые воспользовались карикатурами на пророка Мухаммеда, чтобы оправдать свое насилие. Кроме того, Путин дал понять, что отделяет представителей «традиционной» религиозности от радикалов и экстремистов.

А вот теперь – о традиционных религиях. «Главное для нас – это безусловная ценность каждой человеческой жизни, - сказал Путин. - И этот выбор в огромной степени продиктован теми ценностями, которые лежат в основе всех традиционных религий России, – это православие, другие христианские конфессии, ислам, буддизм, иудаизм».

Обратим внимание на список традиционных религий, как он звучит в понимании Путина. Он отличается от преамбулы к закону о свободе совести, которая упоминает о некоем неопределенном «христианстве». Эта размытость понятий постоянно служила поводом для прений. Многие видели в этом слове эвфемизм доминирующего в стране православного христианства. Теперь же Путин уточнил, что он имеет в виду не только православие, но и другие конфессии. То есть появился повод причислить к традиционным вероучениям и армянское христианство, и католицизм, и многочисленные протестантские деноминации.

Пару слов о фразе «Главное для нас – это безусловная ценность каждой человеческой жизни». Не знаю, хотел того президент или нет (вероятнее второе), но тут возникает подспудная полемика с патриархом Кириллом, с его знаменитыми обличениями «ереси человекопоклонничества». Помнится, глава РПЦ не раз критиковал попытки заменить традиционные, с его точки зрения, ценности теоцентризма на ту модель мира, в которой человек находится в центре мира, в центре забот духовных пастырей. Путин же утверждает: да, именно человек в центре.

Но главный сюрприз президент заготовил под завершение речи. «И не случайно рядом со мной на столе, здесь, слева от меня, лежат четыре священных текста: Библия, Коран, Тора и Ганджур, - сказал он. - В каждом из них заложены непреходящие истины. И ключевая, определяющая среди них – это любовь к человеку, к ближнему, причём независимо от расы, национальности и традиций. И когда в священных писаниях говорится о ближнем, о брате, то понимать это нужно так, что речь идёт не только о единоверцах, а именно о человеке вообще. Потому что во всех мировых религиях все люди равны перед Всевышним. И сегодня я хотел бы обратиться к словам из этих книг. Позволю себе процитировать некоторые. Библия: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Или: «Кто говорит: «Я люблю Бога», – а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» А вот Коран: «Скажи, Мухаммад: «Не прошу я награды у вас за то, что возвещаю вам веру истинную, а зову лишь любить ближнего». «Тому, кто добро творит, воздадим мы добром вдвойне». «Воистину Аллах с теми, кто богобоязнен и кто творит добро».Тора: «Не питай в сердце ненависти к брату твоему. Снова и снова увещевай ближнего, и не будет на тебе греха из-за него. Не мсти и не держи злобы. Люби ближнего, как самого себя».И наконец, слова Будды: «В этом мире ненависть никогда не искоренить с помощью ненависти. Победить ненависть может только любовь. Это вечный закон. Если даже человек сделал добро, пусть он делает его снова и снова, пусть строит на нём свои намерения. Накопление добра – радость».

Обращает на себя внимание тенденция в обращениях Путина брать на себя миссию практически духовного лидера нации – но за пределами конкретной религии. Вспоминается его пасхальное обращение в этом году, которое затмило обращение патриарха Кирилла. Президент не только выступает с воззванием во время религиозного праздника, но и углубляет свою вовлеченность в религиозные традиции, старательно придерживаясь межконфессионального подхода.

В некоторых религиозных организациях России не без удовольствия отметили новую манеру президента цитировать священные писания.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Додон провоцирует в Молдавии русофобскую волну

Додон провоцирует в Молдавии русофобскую волну

Светлана Гамова

Предложение социалистов  по статусу русского языка усилит прорумынские настроения

0
883
Кремль склоняет Лукашенко к конституционной реформе

Кремль склоняет Лукашенко к конституционной реформе

Антон Ходасевич

Минск заморозил транзит власти

0
1327
Егору Лигачеву исполняется 100 лет

Егору Лигачеву исполняется 100 лет

Иван Родин

Слова "ты не прав!" коммунист не раз обращал и к самому себе

0
878
Трамп ищет способы помешать курсу нового президента США

Трамп ищет способы помешать курсу нового президента США

Геннадий Петров

Помилование Майкла Флинна усложнит для  Байдена реанимацию "российского дела"

0
691

Другие новости

Загрузка...