0
16898
Газета Вера и общество Печатная версия

24.12.2024 00:01:06

5. Буддисты получили централизованное управление из Москвы

Некогда считавшаяся региональной община стремится обрести столичную «прописку»

Тэги: общество, религия, церковь, вера, цдуб, буддисты, йонтен


общество, религия, церковь, вера, цдуб, буддисты, йонтен Геше Йонтен в 2024 году стал «лицом» российской буддийской общины. Фото РИА Новости

Летом уходящего года проявилась активность Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) и нового лидера этого объединения геше Йонтена (Сергея Киришова). Хотя сама организация имеет долгую историю, но именно в уходящем году она обрела второе дыхание и развила бурную деятельность по централизации общины и связям с последователями учения Будды на глобальном Юге.

Центральное духовное управление буддистов существовало еще во времена СССР. Оно было образовано в 1946 году на волне сталинской реабилитации религий и базировалось в Иволгинском дацане в Бурятии. Существующая весь постсоветский период Буддийская традиционная сангха России (БТСР) под управлением хамбо-ламы Бурятии Дамбы Аюшеева, по сути, унаследовала то самое духовное управление. Но формально организация под аббревиатурой ЦДУБ пребывала в своеобразном административном «запасе». Имя пригодилось в 2024 году, когда был запущен на полную мощность проект централизации буддийских общин разных направлений. Организация религиозной жизни с духовным и управленческим центром в недавно построенном московском храме «Тубден Шедублинг» позволила преодолеть статус буддизма как региональной общины, распространяющей свою деятельность только на Бурятию, Тыву и Калмыкию.

В начале года руководителем возрожденного и обновленного ЦДУБ стал бывший заместитель главного ламы Калмыкии геше Йонтен. Это позволило снять напряжение, существовавшее между несколькими буддийскими национальными представительствами. Ведь БТСР хотя и претендовала на федеральный статус, так и не смогла сколько-нибудь значимо распространить свое влияние за пределы Бурятии. ЦДУБ же пока сохраняет имидж межобщинной и межнациональной централизованной организации, представляющей интересы не только традиционно буддийских народов, но и жителей Центральной России, осознающих свою принадлежность к самому широкому спектру Дхармы. В то же время она позволила выйти на межрегиональный уровень калмыцкому духовенству, которое в предыдущий период ощущало оторванность от федерального Центра.

Тренду регистрировать централизованные организации с московской «пропиской» последовали и другие общины. 24 сентября было объявлено о создании нового федерального религиозного объединения под названием «Ассамблея буддистов России». На этот раз учредителем выступили ламы из Тувы. О появлении юридического лица объявил камбы-лама Республики Тыва Гелек Нацек-Доржу (Сергек Сарыглар). Новая организация тоже хочет построить свой храм в российской столице. Впрочем, кроме этого пожелания, больше ничего о деятельности Ассамблеи пока не слышно.


Читайте также


Константин Ремчуков: Китай – крупнейший в мире кредитор с общим объемом кредитов и грантов 2,2 трлн долл для 200 стран

Константин Ремчуков: Китай – крупнейший в мире кредитор с общим объемом кредитов и грантов 2,2 трлн долл для 200 стран

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 24.11.25

0
566
Атом собственными глазами

Атом собственными глазами

Виталий Антропов

Почему физики стремятся к объективности через визуализацию даже того, что невозможно увидеть

0
1363
О прогностической реальности очередной человеческой иллюзии

О прогностической реальности очередной человеческой иллюзии

Виктор Лось

Бытие в «планетарных границах»

0
1437
Почему техносфера любит гиперболу

Почему техносфера любит гиперболу

Андрей Ваганов

Вина философов в том, что они прозевали целую область объективной реальности

0
1055

Другие новости