0
505
Газета Факты, события Печатная версия

19.06.2024 20:30:00

Литература травмы

Стихопроза, скелеты в шкафу и обиженные тети

Тэги: проза, воспоминания, великая отечественная война


проза, воспоминания, великая отечественная война Надежда Антонова выставляет на обозрение самое себя... Фото автора

Арт-проект «Бегемот Внутри» представил роман Надежды Антоновой «От отца». Вернее, представляла свой роман автор самостоятельно, но в рамках арт-проекта в Культурном центре академика Лихачева (библиотека № 73).

Сама писательница назвала презентацию «запоздалой». С одной стороны, действительно книга увидела свет в 2022 году. Но с другой, даже и «запоздало», презентовать что-то родное не поздно никогда. Тематика романа необычна: «Путешествие памяти по смерти отца, картины жизни, реальные и воображаемые, которые так или иначе связаны с родителями». Если совсем просто, то Надежда ведет диалог с давно ушедшим из жизни отцом, по кусочку восстанавливая или откровенно придумывая его биографию: «У художественной реальности своя правда». Причем диалог с отцом, с которым в реальной семейной жизни она провела недолгое время, ибо ее родители развелись, когда девочка еще была… не сказать, чтобы совсем маленькой, но точно несовершеннолетней. Девочка осталась с мамой, отец ушел в другую семью. Как у всех детей, в памяти остались яркие эмоциональные положительные эпизоды, одновременно связанные... с психической травмой. Как бы это банально ни звучало, роман «От отца» – это литература травмы. Для заочного «диалога» с отцом автору пришлось порыться не только в его биографии (включая скелеты в шкафу), но и заняться изучением истории тех географических мест, где отец, как человек военный, за свою жизнь перебывал.

Роман включает в себя экскурс в историю рода автора. Дед Надежды Антоновой был участником Великой Отечественной войны. По признанию автора, она специально во всех подробностях изучала строение пистолета, из которого эсэсовец-эстонец пытался застрелить ее деда, но в итоге застрелился сам; а вот ситуацию в республиках Прибалтики разных периодов (до войны 1941–1945 годов, во время и после нее) изучала менее тщательно, признавая, что тут могут быть какие-то неточности.

Необычен и жанр, в котором написана книга. Это коктейль из нескольких жанров. Каждая глава начинается с выдержки из дневниковых записей отца автора, далее следует эссе или авторский комментарий, который либо поясняет дневниковую запись, либо связывает ее с темой или героем рассказа. Таким образом, каждая глава состоит из нон-фикшен, эссеистики и фикшен. В потоке разнообразной современной литературы встретить можно всякое, но такое нечасто.

Что касается формы интонационной организации речи, то роман, без сомнения, – это стихопроз, или стихопроза. Не случайно на книжку откликнулся поэт и прозаик Дмитрий Воденников, отметивший «главную честную тайну живого текста».

«Что лучше прочитать? Отрывки из разных глав или одну целую главу?» – спросила аудиторию Надежда. Двое слушателей, сидевших на первом ряду, произнесли (а может, и проскандировали) заветное слово – «главу», остальные скромно промолчали. Таким образом, решение было принято в пользу не разрозненного, а законченного.

Но вот какую из глав? У автора романа есть любимая глава, о чем она сказала прямо. Но при этом пояснила, что не хочет «давить» на слушателей и потому готова пойти у них на поводу. В итоге для читки случайным образом была выбрана 4-я глава (у автора главы называются «фотографиями», только послесловие озаглавлено «негатив»). Глава как раз и оказалась о том, как эстонец в эсэсовской форме чуть не убил ее деда. Но не убил. И за это автор благодарна врагу (иначе бы на свет не появилась она).

Автор, словно на витрину, ничего не скрывая, выставляет реальную и выдуманную биографию отца и соответственно самое себя. Перед публикацией романа она предложила матери почитать рукопись с вопросом, как та отнесется к публикации. Мать, не читая, с ходу одобрила. Однако… после публикации на Надежду обиделись родные тети (с ними не посоветовались).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Возьмите с собой мои слова и начинайте идти

Возьмите с собой мои слова и начинайте идти

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

Исполняется 130 лет со дня рождения Исаака Бабеля

0
2336
Давай напишем про циркачей в космосе

Давай напишем про циркачей в космосе

Михаил Форрейтер

Герман и Тамара Рыльские о миелофоне фантастов

0
2103
Микроскоп, телескоп и калейдоскоп

Микроскоп, телескоп и калейдоскоп

Петр Кочетков

В Музее Алексея Толстого вспоминали Богдана Агриса

0
940
Покачайся без слов до прихода зари

Покачайся без слов до прихода зари

Наталья Стеркина

О крысе Борбикрене, козе Лизе и ударе пальцем по одной клавише

0
1112

Другие новости