0
128
Газета Факты, события Печатная версия

05.11.2025 20:30:00

Дело техники

Судьбы ведущих русских конструкторов под одной обложкой

Тэги: техника, ученые, калашников, спутник, берия, конструкторы, ссср


техника, ученые, калашников, спутник, берия, конструкторы, ссср Авторский коллектив книги «Век русских конструкторов». Фото автора

В усадьбе Барышникова состоялась презентация книги «Век русских конструкторов. Истории выдающихся изобретений и их создателей». В сборнике собраны материалы об отечественных оружейных конструкторах. Название глав: «Стрелковое оружие», «Дело техники», «Атомный век» и др. Авторы идеи издания рассказали о том, как творили, чем мучились, в какой атмосфере жили создатели танка Т-34, штурмовика Ил-2, атомного реактора, атомной подводной лодки «Акула» и автомата ППШ.

«Эту книгу мы сконструировали как вербальный памятник образованию в СССР, – написал в предисловии Михаил Чкаников. – Тому культу знания, образованности, науки, который зарождался в нашей стране в XVII, XVIII, XIX веках, но в XX достиг расцвета, высшей точки. И который привел в конце концов к созданию огромного количества различных машин, механизмов, аппаратов, до сих пор определяющих лицо нашей технической цивилизации. Знание – сила. Система образования в СССР была во многом унаследована от Российской империи, однако грандиозный социальный эксперимент начала XX века дал доступ к знанию массе представителей самых разных сословий, народов, территорий. «Ученость» открывала дорогу к творчеству, востребованности, самореализации. И в 1930-х годах наша страна стала одной из самых образованных в мире (…) спутник на орбиту первыми запустили все-таки мы. Но ведь и трансформатор первыми в мире когда-то испытали мы. И не надо стыдиться того, что визитной карточкой нашей страны в мире стал автомат Калашникова».

В книге рассказывается не столько о механизмах и аппаратах, сколько о людях, их создавших, и об обстоятельствах, которые сопутствовали озарениям ученых. Как отмечает Чкаников, использование в заголовке и подзаголовках словесных штампов прошлых лет вызвано желанием вернуть их в языковой обиход. Например, «С чего начинается Родина…», «Дело техники» или «Просто пушка!». В книгу вошли не только очерки, но и интервью с бывшим гендиректором и генконструктором «Энергомаша» Борисом Каторгиным и создателем первой в мире стратегической крылатой ракеты «Метеорит» Гербертом Ефремовым.

Виталий Цепляев выступил в качестве редактора и автора некоторых статей. «Я пропускал материалы через себя, улучшал их, вносил что-то свое. И может быть, если молодежь узнает об этих конструкторах, которые делали нашу страну технически развитой, могущественной, то начнет понимать, что блага, которыми мы пользуемся сегодня, во многом возникли благодаря именно этим людям», – выразил он надежду. Автор статей и эпилога Константин Кудряшов сделал акцент на том, что книга не о технических открытиях: «Она прежде всего о людях, которым порой приходилось пробиваться через административные препоны. Для меня было важно показать эту связку «изобретатель – власть».

Другой автор статей Дмитрий Писаренко рассказал: «Сначала смотришь все, что есть в интернете о человеке, потом – есть ли музей, посвященный либо интересующему тебя конструктору, либо сфере его деятельности. Так, я обращался в Музей ядерного оружия, располагающийся в Сарове, где и производили первую атомную бомбу. Там есть научные сотрудники, которые знали и Юлия Харитона, и Якова Зельдовича, и Игоря Курчатова. Я брал у них комментарии с просьбой вспомнить разные истории, о том, какой был тот или иной человек, как его охарактеризовать. Во время поездки в Саров я понял, что наши конструкторы совершили подвиг не только научный, но и человеческий. Благодаря этому мы живем до сих пор, а наша страна существует в ее границах». По его словам, важно было показать характер героя, рассказать о его судьбе: «Юлий Харитон был человек величайшей воли и скромности. Он не боялся отстаивать интересы своих сотрудников перед высоким начальством, таким, как глава Специального комитета по атомной бомбе Лаврентий Берия. Однажды у рядового ученого нашлась бабушка в США, и ему грозило увольнение, а может, и репрессии. Однако Юлий Борисович звонил Лаврентию Павловичу и говорил, мол, оставьте человека в покое, он хорошо работает и не знает, что у него есть семиюродная бабушка за границей. И Берия его слушался».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Как я подружился с брахманами

Как я подружился с брахманами

Алексей Соколов

Любопытная московская история почти 40-летней давности

0
4534
Философ авиационных комплексов

Философ авиационных комплексов

Валерий Агеев

Академик Евгений Федосов – ученый, который понимал, как должна работать сложная система

0
3396
Печальный памятник научного распада

Печальный памятник научного распада

Константин Поздняков

Невероятные приключения пушкинистов в советской России

0
1448
«Очеловечивание» советской власти в 1960-х

«Очеловечивание» советской власти в 1960-х

Максим Артемьев

Почему Иосифа Бродского привлекли к административной ответственности вместо уголовной

0
5153

Другие новости