Алексей Варламов. Григорий Распутин-Новый. – М.: Молодая гвардия, 2007, 852 с. (Жизнь замечательных людей). ISBN 978-5-235-02956-9
Биография одной из самых таинственных и мрачных фигур русской истории ХХ века (да и не только ХХ) в прочтении известного писателя, лауреата премии А.Солженицына Алексея Варламова (р. 1963). «Происхождение героя», «Дело о принадлежности Распутина к секте хлыстов: кто начал?», «Был ли Распутин немецким шпионом?», «Распутин и женщины» – на эти и многие другие вопросы автор пытается дать ответ, опираясь на ранее неизвестные документальные источники и свидетельства современников. И приходит к выводу, что Распутин «не был святым, как не был и чертом, но его судьба сложилась таким образом, что он оказался историческим соблазном и испытанием, выдержать которое Россия, к несчастью, не смогла».
Далия Трускиновская. Государевы конюхи: Романы. – СПб.: Амфора, 2007, 590 с. ISBN 978-5-367-00419-9
В последнее время ретродетектив стал едва ли не самым востребованным направлением в российском книгоиздании. Кто только за него не брался┘ Правда, уходить в глубь русской истории дальше второй половины XIX века пока никто не решался. Далия Трускиновская не просто решилась – она сумела и вполне соответствовать моде, и соригинальничать одновременно. Действие двух детективных историй, написанных ею и собранных под одной обложкой, происходит в XVIII веке! Следствие здесь ведет первый в российской истории «спецназ» – Приказ тайных дел. Организован он был в 1654 году царем Алексеем Михайловичем из конюхов кремлевских Аргамачьих конюшен. Это Богдаш, Тимофей, Семейка и Данилка Менжиков и их начальник Дементий Большаков. Они выслеживают убийц и налетчиков, запугавших всю Стромынку, спасают попавших в беду скоморохов, находят клад┘ В книге много и увлекательного, и познавательного.
Григорий Гордон. Эмиль Гилельс. За гранью мифа. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007, 352 с. ISBN 978-5-89817-194-0
Биография одного из величайших пианистов ХХ столетия, ставшего легендой еще при жизни, обласканного званиями, наградами, почестями. Однако автор книги убежден, что советские музыковеды создали искаженный портрет Эмиля Гилельса (1916–1985), и его искусство «нередко отражалось... как в «королевстве кривых зеркал». Гордон отмечает даже факты искажения даты смерти пианиста. Автор также считает, что в повествовании «нет надобности придерживаться твердого плана – скажем, во что бы то ни стало двигаться по биографической канве, не нарушая временного хода событий».
Елена Менегальдо. Поэтическая Вселенная Бориса Поплавского. – СПб.: Алетейя, 2007, 268 с. (Серия «Русское зарубежье. Источники и исследования»). ISBN 978-5-903354-54-2
Автор – профессор русского языка и литературы университета г. Пуатье (Франция) – занимается творчеством Бориса Поплавского еще с тех пор, когда эмигрантская литература была в России под запретом. Данное исследование рассматривает «поэтическую вселенную» Поплавского с помощью «образа-сигнала», составляющего ядро стихотворения, и ряда ассоциаций, которые образуют живую ткань стиха. Такой подход к тексту был предложен известным французским философом и эстетиком Гастоном Башляром (1884–1962). «В этой работе анализируются емкие энигматические образы «Флагов», выявляется специфика символической системы «Снежного Часа», исследуется своеобразная мифология, созданная поэтом, а также сложность и противоречивость его религиозного опыта».
Гельмут Биркхан. Кельты: история и культура. – М.: Аграф, 2007, 512 с. (Серия «Наследие кельтов»). ISBN 978-57784-0346-8
Труд выдающегося филолога, члена Австрийской академии наук Гельмута Биркхана – попытка охватить историю кельтов с V в. до н.э. до V в. н.э. В отличие от многих попсовых книг , которые рассматривают древний и таинственный народ как «модный товар, который очень и очень неплохо продается практически повсюду», данное исследование опирается на результаты археологических раскопок последних лет, проведенных в Австрии, Германии, Швейцарии. Биркхан рассматривает кельтские языки, происхождение и распространение кельтов, «Судьбу островных кельтских языков» и т.д.