0
27550
Газета Свободная трибуна Печатная версия

16.07.2024 15:44:00

День гуманизма со слезами на глазах

О религиозном сознании и растущей конфликтности

Сергей Иванеев

Об авторе: Сергей Васильевич Иванеев – кандидат юридических наук, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма», профессор Академии военных наук.

Тэги: гуманизм, ислам, фундаментализм, теракты, северный кавказ, россия, геополитика, гражданское общество, история


гуманизм, ислам, фундаментализм, теракты, северный кавказ, россия, геополитика, гражданское общество, история На фото памятник дружбы трех религий в Дербенте (Дагестан). Фото сайта derbenttourism.ru

Всемирный день гуманизма, который отмечается ежегодно 21 июня, прошел в России незамеченным. Праздник не имеет официального международного статуса, однако признан многими организациями, ставящими своей целью защиту прав и свобод человека, отстаивание идей социальной справедливости, миролюбия, человеческого достоинства и равноправия.

Одна из самых сложных проблем в XXI веке, которая стоит перед научно-экспертным сообществом, – конфликтогенный потенциал в мировоззренческой сфере. Минувший Всемирный день гуманизма был омрачен чередой страшных событий, начавшихся с беспорядков в аэропорту Махачкалы, происшедших вечером 29 октября 2023 года на почве исламского антисемитизма, террористического акта в «Крокус Сити Холле» 22 марта с.г. , захвата заключенными исламистами двоих сотрудников в СИЗО-1 в Ростове-на-Дону. 23 июня произошли скоординированные нападения на православные церкви и синагоги, а также пост ДПС в Махачкале и Дербенте.

После того как весь мир увидел антисемитские беспорядки в аэропорту Махачкалы и нападения на церкви и синагоги в Дагестане, научно-экспертное сообщество задумалось о том, к чему это может привести в дальнейшем и что ждет Россию в связи с общим усилением религиозной составляющей в этнополитических конфликтах.

На память приходят мысли недавно ушедшего из жизни ведущего российского специалиста по проблемам ислама Алексея Малашенко о том, что «нет российской политики на Кавказе, а то, что есть, – это безобразие полное, нет национальной политики, нет религиозной политики». «Государство, власть требуют от религии, от ислама только одного – лояльности», – писал исламовед.

Необходимость обсуждения отношений государства и религий связана с тем, что, по словам Малашенко, мы наблюдаем несовпадение «исламского и российского гражданского векторов идентичности», что особенно заметно на фоне межнациональных конфликтов, связанных с участием выходцев из республик Северного Кавказа.

Вся история ислама свидетельствует о том, что как его отношение к иноверцам, так и способы исламизации населения постоянно изменялись в зависимости от кон­кретных социально-политических, экономических и прочих условий. Однако во все времена «центральной и домини­рующей идеей ислама в отношении к немусульманам была идея превосходства мусульман над ними, а общей тенденцией развития этих отношений – обращение их на путь «истинной» религии с применением самых различных форм и методов, начиная от мирных, добровольных и кончая насильственными» (Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам в модернизирующемся мире. Махачкала, 2011).

Во время научных командировок в Республику Дагестан автору этой статьи довелось близко ознакомиться с деятельностью ныне ушедшего от нас профессора Салиха Муслимова. Он был не кабинетный исследователь. Ценность его работ определяется тем, что он тонко чувствовал психологию ислама и своих соотечественников, показывая причины и истоки заблуждений верующих и критикуя извращенные и экстремистские версии религии.

Муслимов считал, что исламистские ценности несовместимы с принципами современного гражданского общества в сфере реализации личностью, гражданином своих прав на свободу совести. По его мнению, обязательность веры в Бога исключает возможность иметь убеждения по своему выбору, без чего нет гражданского общества, ведь на Северном Кавказе, как и в стране в целом, сложилась такая духовно-нравственная атмосфера, когда пропаганда религиозных убеждений считается нормой, а светских, научно-материалистических – отклонением от нормы и морали (Муслимов С.Ш., Миримова А.А. Молодежь о религии и религиозном экстремизме. Махачкала, 2014).

К сожалению, на сегодняшний день народности Северного Кавказа в силу идеи мусульманской исключительности противопоставляются самой России. Как отмечал еще в 2007 году специалист в области конституционного права, государственного управления и национальной безопасности профессор Олег Дамаскин, «для этого используется идея общекавказского единства, или «Кавказского дома», подчеркиваются особенности менталитета горских народов» (Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М.: Наука, 2007).

После страшного теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле» необходимо сделать выводы, направленные на укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранения самобытности многонационального народа Российской Федерации. Необходимо повышение уровня сознания народов, традиционно исповедующих ислам, посредством их знакомства с современными гражданскими знаниями, изменение парадигмы общественного развития – с превалирования насаждения страха наказания Свыше на более действенную: воспитание, обучение и просвещение.

В условиях формирования единого планетарного пространства и технологической революции 4.0, сопровождающихся усилением глобальных рисков, реализация принципов свободы совести и светскости государств является важным условием преодоления этноконфессиональных разделений и укрепления международного сотрудничества для построения гуманистического бесконфликтного глобального общества.

Профессор Леонид Сюкияйнен отмечает, что «нынешний миропорядок, освященный современным международным правом, прямо противоположен принципам международных отношений в исламе» (Сюкияйнен Л.Р. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. Российская академия наук, Институт востоковедения. М.: Марджани, 2012). При этом он делает вывод, что глобализация – отчетливо светское явление, и на этом основании прогнозирует «более резкий ответ ислама на процесс глобализации в виде выбросов исламского экстремизма».

Мы наблюдаем огромное влияние религиозной морали на поведение и высказывания депутатов-мусульман по вопросу реагирования на законопроект о праве образовательных организаций устанавливать запрет на ношение религиозной одежды, в том числе частично или полностью скрывающей лицо. Об истоках этого явления напоминает заявление тогдашнего имам-хатыба Московской соборной мечети Равиля Гайнутдина (ныне шейха, председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации), сделанное им еще в далеком 1991 году: «В российском республиканском парламенте есть депутаты-мусульмане. Благодаря им мы были в курсе всех решений, принимаемых Верховным советом и президентом России».

Таким образом, новые геополитические вызовы требуют от представителей гражданского общества укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений, где необходимость увеличения исследований значения свободы совести и светскости государства может сыграть роль мощного фактора противодействия проявлению конфликтогенного потенциала в мировоззренческой сфере. При этом, не допуская рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма, необходимо объединение и создание адекватной институциональной структуры свободомыслящих, их единение с научно-просветительскими и гуманистическими обществами.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Майкл Бом. Трампу следует уловить все ядерные сигналы Путина

Майкл Бом. Трампу следует уловить все ядерные сигналы Путина

Майкл Бом

Серьезные российско-американские переговоры о стратегической безопасности являются обязательными для глобальной стабильности

0
749
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
1389

Стратегическое сотрудничество РФ и КНР выгодно всему миру

Татьяна Астафьева

Сочетание российских ресурсов и китайских технологий становится базой для глобального технологического развития

0
768
Региональная политика 24-27 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 24-27 ноября в зеркале Telegram

0
251

Другие новости