0
2550
Газета Главкнига Интернет-версия

18.02.2016 00:01:00

ГЛАВКНИГА ЧТЕНИЕ, ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ

Геннадий Евграфов

Об авторе: Геннадий Евграфов - литературовед.

Тэги: детство, книги, мировоззрение, мураками, венедикт ерофеев, москва петушки, андрей платонов, пастернак, стругацкие, солженицын, юрий кузнецов, юрий левитанский


Вот все говорят: Мураками, Мураками… Сколько раз пытался взяться за чтение – не берет за душу. Вы, конечно, поняли, это я бессмертное Венички Ерофеева перефразирую. Если продолжать, то чем Мураками не ихний «кремль» (Фудзи), но – хоть вдоль, хоть поперек – не читается. А вот «Муки ада» Акутагавы или «Женщина в песках» Кобо Абэ, как и «Москва–Петушки» того же Ерофеева («А у вас чего – только музыка? – Почему «только музыка?» Бефстроганов есть, пирожное. Вымя… – А херес? – А хересу нет. – Интересно. Вымя есть, а хересу нет!») за душу – берут.

Ну а хересу действительно не было. Зато (кроме вымени) были (как сам-, так и тамиздатовские) «Котлован» и «Чевенгур» Платонова, «Доктор Живаго» Пастернака, «Гадкие лебеди» Стругацких, Мандельштамы (Осип и Надежда), Ахматова, Эрдман. Именно эти произведения формировали вкус и в какой-то степени понимание советского мироустройства. 

Но, как вождя мировой революции «всего перепахал Чернышевский», меня, в ту пору студента филфака, перепахал «Архипелаг» Солженицына, Всего на три дня Давид Самойлов, отец товарища, дал нам прочитать изданную Имкой книгу – книга перевернула сознание. Мы и до нее не были в особом восторге от советской власти, но только после «Архипелага» открылось ее «ху» (укорачиваю фразу известного политического деятеля).

Любил и продолжаю любить поэзию. Читал и Юрия Кузнецова, и Юрия Левитанского. Разных по поэтической манере, мировосприятию и т.д. и т.п. Что осталось в памяти от Кузнецова? – «Я пил из черепа отца». А от Левитанского: «Каждый выбирает для себя/ женщину, религию, дорогу./ Дьяволу служить или пророку…». Не знаю, как вам – мне ближе Левитанский.

В последнее время следил за случаем трех Б. Гениального поэта Б. критик и литературовед Б. (см. «ЖЗЛ») решительно записал в «патриоты». Другой Б., поэт и лектор, объяснил публике (дуре), почему гениальный Б. стал «певцом империи и главным имперским поэтом». Смешно – «гиганты» хлопочут о титане. При жизни «нашему рыжему» (Ахматова) делали славу. После смерти – делят по лагерям (в скобках замечу – вряд ли самому титану это нужно, он давно уже принадлежит вечности). И лично мне безразлично – патриот он, имперец или отчаянный либерал. К поэзии это отношения не имеет. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
550
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2122
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2552
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2135

Другие новости