0
2832
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.01.2008 00:00:00

По ту сторону мифов

Леонид Смирнягин

Об авторе: Леонид Викторович Смирнягин - профессор географического факультета МГУ, ведущий сотрудник Московского центра Карнеги.

Тэги: дальний восток, экономика, идеология, социум


дальний восток, экономика, идеология, социум На рынках Хабаровска в 90-е годы было множество китайских продавцов, теперь их гораздо меньше.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

За последние полтора-два года Дальний Восток стал одной из излюбленных тем наших СМИ. Тон сообщений при этом почти всегда крайне тревожный, а порою просто панический.

Речь идет о том, что громадная часть страны, расположенная на дальней ее окраине, переживает жестокий экономический кризис, который заставляет население, и без того страдающее от суровых природных условий, уезжать в западные регионы России, в связи с чем возникает опасность захвата Дальнего Востока соседними перенаселенными странами.

Что ж, муссирование проблем Дальнего Востока и в самом деле помогло привлечь к региону пристальное внимание центральных властей. Это внимание уже проявилось и в расширении правительственных программ развития Дальнего Востока, и в кардинальном увеличении федеральных капиталовложений в этом регионе, а главное – в появлении нового, принципиально иного подхода к проблемам региона, который вполне можно назвать «дальневосточной программой Путина», потому что она была заявлена именно президентом и затем подтверждена в ходе его визитов на Дальний Восток.

Но подобное преувеличение мешает разработке реальных мер по решению проблем региона на основе здравых суждений о происходящем, отпугивает инвесторов и мигрантов. Настало время восстанавливать реальный облик Дальнего Востока. А для этого надо прежде всего развенчивать те негативные социальные мифы о Дальнем Востоке, которые сложились в сознании российского общества за последние годы.

Миф № 1: полный упадок

Самый распространенный миф о Дальнем Востоке – это миф о тягчайшем кризисе, разразившемся в этом регионе, притом о кризисе, самом жестоком в стране. В подобном свете экономика региона выглядит как смертельно больной. Другой популярный образ Дальнего Востока – «чемодан без ручки»: нести трудно, а бросить жалко.

Однако статистика показывает несколько иное. Падение промышленного производства за 1990–1998 годы на Дальнем Востоке было весьма существенным, но в 1991–1993 годах и 1998 году оно было меньше, чем по России в среднем, а в целом за весь этот период положение вовсе не было самым тяжелым среди 11 регионов страны. На Северо-Западе, в Поволжье и даже в Центральном районе упадок был куда сильнее, чем на Дальнем Востоке.

Причина прежде всего в том, что у Дальнего Востока были важные преимущества, которых не было у других регионов России, – широкий выход к Мировому океану и непосредственное соседство с такими странами с огромным людским и экономическим потенциалом, как Китай, Корея и Япония. Переориентация дальневосточной экономики на экспорт оказалась стремительной и полномасштабной. Она помогла с лихвой перекрыть потери, порожденные жесткими и растущими тарифами на вывоз продукции в западном направлении. Из отдаленного тупика межрегиональных связей, каким был Дальний Восток при советской власти, регион стал распахнутыми воротами России в Азиатско-Тихоокеанский регион мира.

Не выглядит здесь руинами и советское наследие. В регионе расположены самые передовые по технологии заводы, которым могут позавидовать самые развитые районы России. Это прежде всего предприятия, производящие современную военную технику, которая пользуется огромным спросом за рубежом.

Миф № 2: повальное бегство населения

Пожалуй, больше всего тревожат россиян сообщения о том, что население Дальнего Востока, отчаявшись наладить сносную жизнь в регионе, спешно его покидает, так что он через некоторое время перестанет быть российским просто в силу своей безлюдности.

Действительно, ущерб, нанесенный демографии на Дальнем Востоке, оказался самым большим в стране: за 1990–2007 годы численность населения здесь сократилась почти на одну пятую. Однако на три четверти это произошло до 2000 года. Позже численность населения в регионе сократилась еще на 5%, но это уже мало отличалось от темпов сокращения численности населения во всех регионах страны (кроме Южного федерального округа). Можно сказать, что самое тяжелое в этом смысле для Дальнего Востока уже позади.

Обсуждая миф о «повальном бегстве» как таковой, очень важно понимать, что значительная часть сокращения людности Дальнего Востока была связана не с местными бедами, а с общероссийским процессом депопуляции, который еще 40 лет назад предсказал наш знаменитый демограф Борис Урланис.

Кроме того, в 90-х годах отток населения сыграл положительную роль в облегчении социальных проблем Дальнего Востока. Меньше становилось претендентов на рабочие места, сокращалась нагрузка на сферу социальных услуг, снижалась острота дефицита жилого фонда. Нельзя забывать и то, что в советские годы многие из приехавших сюда ставили своей целью заработать деньги, а не обосновываться здесь на всю жизнь, так что их отъезд в 90-е годы был в известной мере предопределен.

Словом, не стоит рассматривать отток населения с Дальнего Востока как некое бедствие. Более того, есть немало сомнений в целесообразности постановки задачи о серьезном увеличении заселенности региона. Проблемы, стоящие перед ним, предстоит решать прежде всего путем радикального повышения производительности труда, а приток дополнительной рабочей силы нужно рассматривать лишь как дополнительный фактор, но вовсе не как основной.

Миф № 3: край суровой природы

Словно рефрен, эта мысль повторяется почти во всех текстах, посвященных Дальнему Востоку. Образы непроходимой тайги, громадных гор, бушующего моря, лютых морозов обязательно сопровождаются заверениями в том, как богат этот край, как он важен для Родины и т.п. Суровая природа – непременный атрибут имиджа Дальнего Востока, и даже при позитивной подаче возникает облик края, богатства которого подвластны только сильным людям с крепким духом.

Этот миф сослужил хорошую службу тем, кто организовывал освоение новых районов Дальнего Востока в советское время. На нем строилась романтика дальневосточных комсомольских строек, и прежде всего их главного, пожалуй, архетипа – Комсомольска-на-Амуре. Помимо облегчения вербовки рабочей силы и мигрантов, он помогал оправдать крайнюю и вовсе не обязательную бытовую неустроенность первопроходцев, экономию на людском здоровье ради чисто экономических целей.

Между тем на самом Дальнем Востоке принято различать как минимум три части региона – «Севера» (с ударением на последний слог) в составе Якутии, Чукотского округа и Магаданской области; «Острова» (Сахалинская и Камчатская области с Корякским округом) и «Юг» (Хабаровский и Приморский края и Еврейская область). Все рассказы о суровости дальневосточной природы вполне приложимы, конечно, к «Северам», в большой мере – к «Островам», а также к северной части Хабаровского края. Но «Юг» – это природная зона, достаточно комфортная для проживания человека, а юг Приморского края вполне можно считать подлинно курортной зоной, особенно в пору золотой осени.

Следует учитывать, что в 90-е годы Дальний Восток был охвачен, как и вся Россия, жестоким кризисом, а ныне, в период повсеместного подъема, природные условия наверняка окажутся гораздо более важным, чем прежде, фактором миграции, и тогда южные части региона должны получить заслуженно высокую оценку, способствующую привлечению сюда мигрантов для постоянного проживания.

Миф № 4: вытеснение россиян китайцами

Это, пожалуй, наиболее сильнодействующий миф о Дальнем Востоке. Он обсуждается столь часто, что примерами можно было бы заполнить не один десяток страниц. Утверждается, что сейчас идет бурный процесс колонизации Дальнего Востока китайцами и вытеснения оттуда российских граждан. Многие из авторов считают, что подобное нашествие китайцев четко спланировано руководством КНР ради захвата российских земель. Правда, при этом дело никогда не доходит до цитирования каких-либо китайских текстов, а тем более официальных документов.

Опасения не подтверждаются ни статистикой, ни документами, ни прямым обследованием ситуации на Дальнем Востоке. Некоторый прилив китайцев в регион, прежде всего торговцев, а потом чернорабочих, и в самом деле наблюдался в 90-х годах; на рынках Хабаровска можно было встретить множество китайских продавцов. Однако с тех пор (и особенно в последнее время) положение в корне изменилось. Ни один здравомыслящий житель Дальнего Востока не станет сегодня утверждать, что региону угрожает заселение китайцами. Напротив, его может обеспокоить скорее обратное – то, что все больше россиян переселяются в приграничные города Китая, где стоимость жизни и жилья заметно ниже.

Для Китая, считают эксперты, Дальний Восток – совершенно чуждая экологическая ниша, слишком холодная, требующая необычных навыков освоения. В распоряжении Китая есть достаточно много собственных регионов с крайне низкой плотностью населения, которые могут вместить многие миллионы китайцев и обладают гораздо более благоприятными и привычными для них природными условиями, чем российский Дальний Восток.

Экспедиции географического факультета МГУ, проводившиеся в 2005–2007 годах в зауральских регионах России, выявили на Дальнем Востоке значительно более высокий уровень общероссийского патриотизма, нежели в Сибири. Вот характерный пример. Жителям Красноярска, Иркутска, Хабаровска и Владивостока задавался такой «провокационный» вопрос: «Часто ли вы бываете в России?» (цель – выявить соотношение общероссийской и региональной идентичности). В Красноярске 60% отвечали удивленно, что они и так живут в России, в Иркутске так ответили около 40%, а в дальневосточных городах – почти все (!). На Дальнем Востоке опросы четко показывали господство неприязненного отношения россиян к китайской бытовой культуре, а заодно и к самому китайскому государству. При этом доминирует негативное отношение к возможным бракам с китайцами; самих же фактов такого рода выявить не удалось (по-видимому, они очень редки).

Подобная мифология заметно осложняет решение дальневосточных проблем, мешает осуществлению тех возможностей, которые таят полноценные контакты с могучими соседями региона. Об этом красноречиво свидетельствует процветание соседних с Россией китайских городов. Захолустный Хайхэ, расположенный на другом берегу Амура напротив Благовещенска, благодаря торговле с Россией превратился в город-миллионер с небоскребами и кипучей жизнью в сполохах неоновых реклам, а Благовещенск, который еще 20 лет назад многократно превосходил Хайхэ и по населению, и по облику, так и остался тихой и милой провинциальной столицей...

Государственные программы

Жители Дальнего Востока нередко жалуются на то, что федеральные власти забыли об этом регионе, уделяют ему слишком мало внимания, не вникают в специфику местных проблем и рубят сплеча там, где стоило бы разобраться в деталях.

На деле это тоже типичный социальный миф. Трудно найти другой крупный регион России, который чаще Дальнего Востока становился бы предметом специальных программ, постановлений, заседаний федеральных властей. Даже Северный Кавказ и Сибирь уступают Дальнему Востоку в этом отношении. Более того, можно утверждать, что в ходе разработки подобных программ и решений федерального Центра у нас сложились целые отряды специалистов по региональной экономике, что позволило обеспечить программам именно по Дальнему Востоку существенно более высокое качество с научной точки зрения, чем большинства аналогичных программ, разработанных для других регионов или городов страны.

Главными документами, определившими современный государственный подход к проблемам Дальнего Востока, стали два варианта Федеральной целевой программы социального и экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Первый вариант был утвержден постановлением правительства РФ 15 апреля 1996 года (№ 480), а второй в виде корректировки первого варианта – 19 марта 2002 года (№ 169). Им предшествовала Долговременная программа комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года, которая была утверждена постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР 19 августа 1987 года (№ 958).

В результате разработки этих документов удалось окончательно сформулировать и согласовать те экономические цели, которые должно преследовать российское государство на Дальнем Востоке. Их можно в нарочито сжатом виде описать так:

1. Эффективное использование природных ресурсов региона (ископаемых, рыбных, лесных).

2. Создание транспортно-логистического коридора как для российских, так и для европейских хозяйственных связей со странами АТР.

3. Модернизация хозяйственной структуры Дальнего Востока за счет частичной переработки транзитного сырья и полуфабрикатов и достройки «верхних» этажей народнохозяйственного комплекса.

Приоритетность именно этих направлений экономического развития Дальнего Востока стала общепризнанной. Можно утверждать, что в отношении других частей нашей страны подобной ясности целей все еще не достигнуто, и здесь государственные документы по Дальнему Востоку могут служить своего рода образцом.

Тем не менее этим документам присущи серьезные недостатки. Главная причина – «дурная наследственность» советской Долговременной программы. В нынешних условиях, когда у государства в прямом владении осталось лишь от четверти до трети производительных сил, ее приказной тон выглядит неуместным, а временами даже комичным, если он адресован объектам, которые предстоит создавать частному капиталу. К сожалению, этот тон господствует в обоих вариантах ФЦП. В результате создавалось впечатление, что для ФЦП развитие экономики региона было не средством улучшения жизни местного населения, а некоей самоцелью.

Увы, самым печальным свойством всех государственных программ по Дальнему Востоку оказалась их слабая реализуемость. По оценкам Института экономических исследований ДВО РАН, постановление ВЦИК и ЦК ВКП(б) 1930 года было выполнено на 130%, постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1967 года – на 80%, постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1972 года – на 65%, Государственная целевая программа на 1986–2000 годы – на 30%, президентская программа на 1996–2005 годы – на 10%. Легко заметить, как неуклонно падала выполняемость этих программ по мере приближения к нашим годам...

После того как на заседании Совета безопасности 20 декабря 2006 года президент Путин подверг резкой критике и текущие государственные меры по развитию Дальнего Востока, и всю традиционную региональную политику Центра, была разработана и в августе 2007 года представлена правительству новая, третья по счету редакция ФЦП.

На этот раз цели были обозначены во вполне современном (можно сказать, постиндустриальном) стиле: закрепление населения в регионе на основе сохранения и создания новых рабочих мест; снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне.

В нынешнем своем социально-экономическом состоянии Дальний Восток не способен в одиночку реализовать свой потенциал развития и выйти на траекторию самостоятельного устойчивого развития. Издержки производства здесь, как правило, в разы выше, чем в Европейской России. Так, электричество на Дальнем Востоке в 1,7 раза дороже среднероссийского уровня, а тепло – в 2,2 раза. За пределами сырьевого сектора экономическая эффективность предприятий существенно понижена.

Государственный патронат не может быть вечным. Главная его задача – вывести регион на траекторию саморазвития. Однако дорога к этому будет долгой и трудной. На скорый успех надеяться трудно и, главное, опасно, потому что разочарование в таких надеждах может оказать демобилизующее воздействие. Дорогу эту предстоит пройти не одним властям, а всему народу. Сверхзадача – превратить подъем Дальнего Востока в некую составную часть национальной идеи новой России, чтобы этим замыслом был озабочен весь российский народ. Для этого потребуется развернуть региональную политику государства в принципиально ином – гуманитарном направлении.

Гуманитарный разворот

Основное направление эволюции государственных программ по Дальнему Востоку – неуклонное нарастание значимости социальных задач по сравнению с чисто экономическими. Это весьма позитивный процесс, особенно в условиях рынка в экономике и демократии в политической жизни.

Однако приходится признать, что подобная эволюция еще не привела к качественному перерождению документов по региональной политике. В них все еще решаются в основном экономические задачи при социальных ограничениях – вместо того чтобы решать социальные задачи при экономических ограничениях. Главное их содержание – это описание крупнейших проектов промышленности или инфраструктуры, своего рода опись «великих строек капитализма».

Итак, вот новая система приоритетов региональной политики: сначала постановка социально-культурных задач для повышения благосостояния населения, а уже потом разработка таких мер в области экономики, которые позволят эти задачи выполнить.

Дальний Восток дает нам наглядный пример того, сколь важен и эффективен подобный подход к решению задач развития регионов. Говоря же о масштабах страны, следовало бы сказать еще более жестко: только гуманитарный разворот всей государственной деятельности может обеспечить успех на пути к подлинной модернизации России.

Статья написана на основе доклада, подготовленного для Совета национальной стратегии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1174
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3131
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1767
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2109

Другие новости