0
1028
Газета Идеи и люди Интернет-версия

04.08.2010 00:00:00

Впереди приватизация. Что на продажу?

Кирилл Родионов

Об авторе: Кирилл Владимирович Родионов - сотрудник Института экономики переходного периода.

Тэги: приватизация, кризис, экономика


Недавно было объявлено о планах правительства по запуску новой приватизации. 28 июля директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров сообщил, что в ноябре 2010 года начнется продажа государственных активов. Программа реализации миноритарных пакетов акций госкомпаний, рассчитанная на 2011–2013 годы и увязанная с трехлетним бюджетом, должна будет принести в казну 1 трлн. руб.

Заявление высокопоставленного чиновника Минэкономразвития стало логическим продолжением дискуссии о приватизации, которая ведется в высших эшелонах российской власти с осени прошлого года. Важнейшим фактором, спровоцировавшим ее начало, стал финансовый кризис: ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и падение налоговых сборов побудили правительство к поиску дополнительных источников бюджетных доходов. В ситуации быстрого израсходования средств Резервного фонда продажа активов, находящихся в государственной собственности, поможет Минфину балансировать бюджет, не прибегая к заимствованиям на финансовом рынке.

Необходимо отметить, что новая приватизация (если она действительно состоится) будет идти вразрез с политикой усиления государственного контроля в экономике, – именно такого курса власти придерживались в течение предыдущего десятилетия. В 2000-е годы укрупнение находящихся под контролем государства хозяйственных структур сопровождалось выборочными жесткими акциями государственных органов против ряда крупнейших частных компаний и установлением неформальных правил во взаимоотношениях бизнеса и власти. Создание госкорпораций, принятие закона об ограничении иностранных инвестиций в «стратегические» отрасли, «накачка» узкого круга государственных компаний («Газпром», «Роснефть») новыми активами – все это свидетельствовало о масштабной экспансии государства в экономической сфере. При этом политика госвмешательства была вовсе не бесплатной. Если в бюджете 2005 года расходы на национальную экономику составили 7,9% (250 млрд. руб.), то в бюджете-2009 – уже 18,6% (около 2 трлн. руб.).

Готово ли правительство отказаться от «командных высот» в экономике? Похоже, что нет. Если взглянуть на список из 11 крупных госкомпаний и банков, акции которых будут выставлены на продажу, то выяснится, что ни в одном из предложенных к приватизации активов государство не планирует терять контрольный пакет. Безусловно, разгосударствление (даже частичное) будет способствовать большей прозрачности компаний и повышению требований к их подотчетности перед частными инвесторами. Вместе с тем отказ от полноценной передачи компаний в руки новых владельцев замедлит приход частного собственника, заинтересованного в формализованных и стабильных правилах игры.

Один из главных вопросов, на который предстоит ответить правительству, звучит следующим образом: каким образом необходимо продавать государственные активы, чтобы бюджет получил наибольшие доходы, а компании – эффективных собственников. Для достижения этой цели у правительства есть гораздо больше шансов, чем в начале 1990-х годов. Архитекторы российских экономических реформ действовали в чрезвычайно сложных обстоятельствах. Чтобы сделать приватизацию политически возможной, руководство Госкомимущества предоставило значительные льготы в пользу директоров предприятий и трудовых коллективов; в обстановке двоевластия и высокой инфляции приход иностранных инвесторов был невозможен. В отсутствие финансовых рынков переход предприятий от инсайдеров к эффективным владельцам занял очень много времени, что негативно сказалось на легитимности частной собственности.

Сегодня ситуация принципиально иная. У России за плечами 10 лет финансовой и политической стабильности. Хорошие макроэкономические показатели (низкий уровень государственного долга, большие резервы ЦБ, снижающаяся инфляция) должны привлечь иностранных инвесторов. В случае если продажи активов будут осуществляться на открытых аукционах с привлечением альтернативных продавцов (инвестиционных банков), правительство получит максимум доходов.

Важнейшей задачей правительства является обеспечение гарантий прав собственности: частные инвесторы, вложившие деньги в покупку российских активов, должны быть уверены в их сохранности. Только в этом случае приватизация возымеет должный эффект. Новые собственники, к которым никто не посмеет «послать доктора», смогут расширить горизонты планирования и будут со спокойной душой внедрять новые технологии, развивать смежные направления бизнеса и инвестировать в человеческий капитал.

Новая приватизация может стать одним из кирпичиков посткризисного роста. Напомним, что в 2000-е годы наиболее высокие темпы роста показывали те сектора российской экономики, которые были приватизированы в 1990-е; напротив, отрасли, оставшиеся в руках государства, стагнировали. Так, нефтяная и угольная отрасли, переживавшие глубочайший спад в начальный период рыночных преобразований, после демонополизации и приватизации быстро вышли из кризиса и в течение многих лет показывали устойчивую положительную динамику. В газовой же отрасли в 1990-е годы структурные реформы не проводились, в результате чего у «Газпрома» на протяжении последних десяти лет добыча газа не росла. В этой связи очевидно, что уход государства из многих отраслей экономики может способствовать их последующей успешной реструктуризации.

Практика показывает, что частные собственники создают спрос на эффективные институты. Предприниматели объективно заинтересованы в существовании независимого суда, эффективной и некоррумпированной бюрократии и обеспечении контрактных прав. Эти институты в современной России отсутствуют. Масштабная приватизация государственных предприятий позволит создать критическую массу бизнесменов, заинтересованных в реализации комплекса структурных реформ, направленных на становление институтов долгосрочного роста.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
1136
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
870
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
899
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
1036

Другие новости