0
1101
Газета Интернет Интернет-версия

13.11.2003 00:00:00

Воспитание онлайном

Тэги: Интернет, дневники, онлайн


Рано или поздно каждый человек, ведущий в сети свой дневник, проникается к нему отвращением. Будто пил, смакуя, кефир, а на дне стакана открылась муторно неподвижная тушка таракана. И отвращение переходит в стыд. Зачем смаковал? Зачем куражился, пуская пузыри в стакане?.. В этот момент твое сетевое прошлое представляется гадостью, глупостью и полнейшим вздором. Непростительное, необузданное многословие повисает тяжелым камнем на душе.

Это чувство раскаяния, подкарауливающее каждого юзера, нельзя назвать просветлением. Просветление дает силы безболезненно отказаться от прошлых ошибок ради чего-то иного, светлого. А здесь ты сталкиваешься с горьким осознанием напраслины своих слов, с сожалением о сделанном грехе. Ибо навсегда залитые в поисковые каталоги текстообразования ты творил по доброй воле, да еще и с горделивым упоением.

Таково коварное и в то же время воспитательное свойство онлайна. Едва ты взмахнул крылышками и сорвался со стебля, как тебя уже накрыло горящей смолой, чтобы, спустя какое-то время, все могли засвидетельствовать твой заянтарелый порыв и даже прокомментировать его. Происходит то же, что и при запоминании. Воля фотографируется, а ее негатив (текст) помещается в память (сеть). Как предупреждал Эмануэль Сведенборг в трактате "О небесах, мире духов и об аде", "они уличены были из разоблаченной памяти своей, с проявлением всех обстоятельств каждого случая". То есть каждого случая нажатия на кнопку "отправить" или "добавить сообщение".

Суть онлайна - непрерывное уличение. Правда, главной уликой является все же не отдельное сообщение, а регулярность, с которой ты поддерживаешь свой сетевой образ, - пресловутая дневниковость. Ею имитируется некая живость виртуального Я, питаемая откликами и всяческой "интерактивностью". Ты сколько угодно можешь думать, что поименованный образ тобой не является, но все остальные хотят видеть в нем именно тебя. Все твои мнения, размышления, фантазмы другими совершенно четко опознаются как "личность". Более того, как "личность, утверждающая себя". И как бы ты ни прикидывался Тенью отца Гамлета, приходящей незаметно набить морду Клавдию, в чужих глазах твое словесное отражение - это и есть ты со своей таинственной сверхзадачей.

То же самое происходит в литературе. Однако литературный текст преднамеренно отчуждаем, с этой целью он и создается. А онлайновый в формате дневника возникает непонятно зачем. "Чтобы поделиться". А зачем делиться сокровенным с незнакомыми людьми, да еще в сомнительной форме текста? Ответов может быть много, и все основательные. Но одного, объясняющего, все равно не дадите.

Лицемерие открытого дневника нельзя не чувствовать. Поэтому попытки искренности рано или поздно мимикрируют: в ленту ссылок на другие странички, в афористичные реплики обо всем на свете, в извержения эпатажа, в публицистику, во что-то еще опосредующее первоначальный позыв к искреннему слову. И вот когда неизбежность этой мимикрии становится очевидной, возникает стыд. Потом проходит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1030
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
785
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1223
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
911

Другие новости