0
1894

13.07.2006 00:00:00

На обочине

Тэги: розанов, страхов


На изломе 1890–1891 годов чахнущий в провинции учитель истории и географии Василий Васильевич Розанов впал не в английский аристократический сплин, не в немецкий бюргерский зензухт, а в российскую безысходную тоску, от которой ищут спасения в вине или таборе, бегут за границу или кончают самоубийством. Розанов склонялся к последнему. О чем и написал Николаю Николаевичу Страхову.

Жизнь в захолустном Ельце действительно была невыносимой. Розанов продолжал учительствовать в местной гимназии, хотя был уже автором философского труда «О понимании», увидевшего свет в Москве в 1886 году, и статей различного характера, печатавшихся в «Журнале Министерства народного просвещения», «Вопросах философии и психологии» и «Русском вестнике». Но «учительствовать» было не по душе («к учительству у меня не было никакой способности», – признавался Розанов в 1913 году), он мечтал о постоянной литературной работе.

Автора чисто философской работы «О понимании», сильно выделявшегося яркостью таланта, неординарностью дарования на фоне своих провинциальных коллег-учителей, больше озабоченных проблемами быта, нежели бытия, не понимали, да и в силу косности и невежества, обыкновенной человеческой черствости и грубости (через два десятка лет в «Опавших листьях» он печально заметит: «Грубы люди, ужасающе грубы, – и даже по э т о м у одному или главным образом поэтому и б о л ь в жизни, с т о л ь к о боли┘» (разрядка В.В. Розанова. – Г.Е.) не захотели понять. Учительская среда Розанова не приняла и отторгла, впрочем, и сам Василий Васильевич не особенно стремился к тесному с нею общению. Но начинающего философа не поняли и в столице – ни критики, ни читатели внимания на книгу не обратили, тираж (600 экземпляров) не был полностью раскуплен, часть отослали автору, остатки продали на обертку.

Розанов испытывал мучительный духовный кризис. Кризис осложнился неудачной семейной жизнью с Аполлинарией Сусловой, бывшей в свое время любовницей Достоевского. Они расстались в год выхода первой книги. Молодой учитель и литератор переживал, пытался то вернуть жену, то получить официальный развод. Но все попытки разбивались об упорное нежелание Сусловой, которая не хотела ни возвращаться к семейному очагу, ни давать свободу бывшему возлюбленному. Было от чего наложить на себя руки, и в минуту слабости и отчаяния – Розанов не видел выхода из замкнутого круга – он и поделился своими мыслями о самоубийстве со Страховым, с которым уже несколько лет состоял в переписке. Который помогал пристраивать его статьи, написанные иногда «темным», непонятным языком, в журналы консервативного направления. Который был ему наставником в литературных делах и, может быть, на тот момент единственно духовно близким, понимающим и сочувствующим – литературным – человеком.

Николай Николаевич откликнулся незамедлительно и как мальчишку отчитал своего младшего друга: «Как вы решились писать мне о самоубийстве? До чего вы дошли? Не ссылайтесь на тягость и тоску; убить себя можно даже оттого, что прыщик вскочил на носу. Разницы, в сущности, нет никакой. Но есть разница между человеком, для которого жизнь есть поучительный и воспитательный опыт, какова бы она ни была, – и таким, который не хочет ничему учиться и ни с чем бороться, а хочет только, чтобы ему было приятно».

«Отчаяние, – делился своим жизненным опытом Страхов, – приводит к великим откровениям, и кто не испытал его, тому они недоступны. Вам нужно подняться на новую ступень, чтобы стать выше его. Терпите, уясняйте свое сознание, научайтесь новым мыслям, и будьте уверены, что Бог всегда с вами».

В то же время умудренный наставник понимал, что воздействовать на такую личность, как Розанов (да еще в письме), бесполезно, и поэтому дал единственно верный и нужный совет: «Вы сами должны трудиться и спасти себя – иначе вас никто не спасет».

Розанов и сам понимал, что никто, даже друг, «исправить нас не может» и что «спасение» зависит только от него самого, но понимал он и другое – в жизни каждого случаются такие мгновения, когда подобные слова нужно услышать от близкого человека, кроме того, умеющего и «дать отпор нашим «глупостям» и «безумиям». Правда, через двадцать лет у него вырвется: «Страшная пустота жизни. О, как она ужасна┘», но он сумеет этот «ужас» преодолевать – с помощью литературы (о которой отзывался иногда весьма и весьма уничижительно), с помощью так никогда и не ставшей его официальной женой Варвары Дмитриевны Бутягиной (которую любил нежно и сильно). Тогда же он и поймет, что жизнь – это когда больно. Когда не больно – это смерть. И напишет: «Но только п р и б о л и я и согласен жить».

Все это будет потом, а сейчас была такая боль, от которой хотелось помереть. Однако он взял себя в руки и справился с ней в этой провинциальной глуши. Отчасти и благодаря Страхову. И еще потому, что встретил на своем пути Варвару Бутягину, человека, в котором ни разу не усомнился и не разочаровался.

Он продолжал писать и терпеливо дожидался помощи все того же Н.Н. Страхова, предпринимавшего усилия помочь ему осесть в Петербурге. И дождался.

В 1893 году Розанов распрощался с учительством навсегда – он поступает на службу чиновником особых поручений при государственном контролере, пост которого занимал Т.И. Филиппов.

А через три года уйдет из жизни Страхов, с которым он до самой его кончины поддерживал добрые, дружеские отношения, а вслед за ним и критик и публицист Говоруха-Отрок, к которому Розанов испытывал душевную и идейную близость. Но только в 1913 году, уже будучи известным писателем (автором «Уединенного», «Смертного» и «Опавших листьев») и ведущим сотрудником «Нового времени» (служба в госконтроле была для него так же отвратительна, как и учительство в гимназии, – однако тянуть ее пришлось целых шесть лет, пока исполнилась давняя мечта жить только литературным трудом), он отдаст свой долг ушедшим и несправедливо забытым литераторам.

Николай Николаевич Страхов и Юрий Николаевич Говоруха-Отрок долгое время оставались в тени и не играли той роли в общественной жизни, которую играли «властители умов» – критики революционно-демократического лагеря.

Никогда не были они и в центре сиюминутной литературно-идейной борьбы, поскольку один больше писал о фундаментальных гуманитарных проблемах, другой – о Толстом, Короленко, Тургеневе. «Литературными изгнанниками» они были не в прямом, а в метафорическом смысле. Из «литературы» их никто не изгонял. Страхов был одним из ведущих сотрудников журналов М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» и «Эпоха», автором статьи «Роковой вопрос» (об отношениях России и Польши), наделавшей в 60-е годы много шума и из-за которой по существу и был закрыт первый журнал. Но и после закрытия «Времени» никто не запрещал ему публиковать другие свои работы в других органах печати – никаким гонениям со стороны правительства он не подвергался.

Менее удачно складывалась судьба Говорухи-Отрока. Либерально настроенный молодой дворянин случайно знакомится в 1874 году с одним из известных пропагандистов «хождения в народ» С.Ф. Коваликом. Ковалику удается «соблазнить» Отрока, и тот с пылкостью неофита принимается помогать агитатору создавать кружок харьковских семинаристов. Но вскоре, разочаровавшись, от дела отходит и особого участия в работе кружка не принимает. Вся его «революционная деятельность» свелась к двум выступлениям на двух сходках, но этого было достаточно, чтобы стать одним из обвиняемых по делу «О пропаганде в империи» и провести несколько лет в одиночном заключении в Петропавловской крепости (где он покушался на самоубийство) и Доме предварительного заключения (где началось его духовное перерождение). Арестовали Говоруху-Отрока в 1874 году в Петербурге, куда он приехал показать свои первые прозаические опыты Н.К. Михайловскому. На свободу выпустили в 1877-м. Приговорили его к ссылке в Тобольскую губернию, но суд учел предварительный срок заключения, и Тобольск заменили на Харьков, где неудавшийся «народник» должен был проживать под надзором полиции.

Михайловский не оставил своими заботами практически безвинно пострадавшего молодого человека – с его помощью Говоруха начал свою литературную деятельность в библиографическом отделе «Отечественных записок», в котором печатался только под псевдонимом. В 80-х годах он становится постоянным критиком и публицистом харьковской газеты «Южный край», затем переезжает в Москву, где его с радостью приветила редакция «Московских ведомостей», с этой газетой он сотрудничал, еще проживая в Харькове.

После революционных увлечений молодости повзрослевший Отрок обратился к Богу, находя утешение и успокоение в Церкви. В политическом же отношении он стал убежденным искренним монархистом. Обладая живым умом, наделенный религиозным чувством, он был прежде всего художественным критиком и предпочитал служить красоте и истине, отстаивая вечные ценности. Свои взгляды он проповедовал в литературно-критических статьях и книгах, посвященных Толстому, Тургеневу и Короленко. Но если Страхову все же удалось незадолго перед смертью обратить на себя внимание современников, то Говорухе нет – его ценили, знали и любили немногие, в том числе и Розанов, за версту чуявший талант в других.

Но Розанов ощущал еще их жизнь и судьбу – да и свою в 80–90-е годы тоже – как изгнанничество и прозябание на обочине литературы. Никто из троих не был «народными витиями» – они не кричали, не обличали, не занимались пропагандой, а писали свои статьи и книги.

Страхов скончался в 1896 году. В том же году умер и Говоруха-Отрок. Одному было 68 лет, другому – всего лишь 46. У Розанова остались письма и того и другого, статья «Вечная память», написанная об обоих в год их смерти, вырезанные из газет некрологи и заметки о Страхове. И по прошествии 17 лет, будучи уже прославленным писателем, философом и публицистом, он решает еще раз напомнить русскому обществу, кого оно потеряло в лице этих двух литературных работников, и увековечить их имена, сведя под обложкой одной книги, которой дал красноречивое название «Литературные изгнанники». И Страхов, и Говоруха-Отрок оставили свой неповторимый след в истории литературы, русской общественной и философской мысли, и было бы несправедливо, по мнению Розанова, этого не замечать.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая
стыда┘

– писала Ахматова, младший современник Розанова, когда того давно уже не было в живых.

Сам В.В. Розанов стихи никогда не писал, он писал статьи, потом складывал их в книги. Некоторые писал в необычной жанровой манере («Уединенное», «Смертное», «Опавшие листья»), некоторые выстраивал из пестрого житейского «сора» – воспоминаний, рецензий, подробных примечаний и даже чужих заметок и некрологов. Именно так и написаны «Литературные изгнанники». И получилось – жизнь, судьба┘

«Тайна писательства в кончиках пальцев», – говорил В.В. Розанов.

Он полностью владел этой тайной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
552
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2124
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2557
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2140

Другие новости