0
14240

20.09.2012 00:00:00

Из дома вышел человек…

Геннадий Евграфов

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Евграфов) - литератор, один из редакторов альманаха "Весть".

Тэги: обэриу, евграфов


обэриу, евграфов "Человек с веревкой и мешком".
Даниил Хармс. Фото 1930 года

Темный лес

Из дома вышел человек

С веревкой и мешком

И в дальний путь,

и в дальний путь

Отправился пешком…

Дальше у Хармса, сочинившего эту незатейливую пророческую песенку, было, что человек этот не спал, не пил, не ел, а все шел себе и шел, пока не вошел в темный лес. Затем следовали такие слова:

И с той поры, и с той поры,

И с той поры исчез...

Хармса, а в быту Данила Ивановича Ювачева, арестовали 10 декабря 1931 года. Пришли «несколько ребят из железных ворот ГПУ», расшвыряли все вверх дном, посмотрели книжки и увели с собой в известном направлении.

Это был первый арест одного из самых активных и самых известных участников группы ОБЭРИУ. Затем пришли за Александром Введенским (10 декабря 1931 года) и Игорем Бахтеревым (14 декабря 1931 года). Они были арестованы по обвинению в участии в антисоветской группе, сочинении и распространении контрреволюционных произведений (шли по одному делу с Даниилом Хармсом, Александром Туфановым, основателем «Ордена заумников») и тоже с той поры исчезли в «темном лесу». В 1938-м пришла очередь Николая Заболоцкого. Советская карательная машина была выжидательна, как Сталин.

«Лес» был чрезвычайно гостеприимен, и тот, кто в него попадал, чаще терялся, чем выходил на волю. Бахтереву и Заболоцкому «повезло» больше, чем их товарищам; первого освободили 31 марта 1932 года без права проживания в Московской и Ленинградской областях и пограничных округах сроком на три года, второму дали пять лет лагерей и два года – ссылки. Бахтерев дожил почти до наших времен (умер в 1996 году), писал прозу в советском духе, продолжал сочинять стихи в стиле ОБЭРИУ и печатал их за границей. Заболоцкий в лагерях переложил на современный литературный язык «Слово о полку Игореве», освободился в 1946 году, писал уже не в духе «Столбцов», но стихи были прекрасны, как хороши были и переводы; он умер в 1958 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Ирония истории – бывшего зэка закопали в землю престижного кладбища.

Забрали и перечисленных обэриутов, и того, кто с этой литературной группой талантливых поэтов и прозаиков был связан дружескими и литературными отношениями: Николая Олейникова, работавшего к тому времени в детском журнале «Чиж», взяли 3 июля 1937 года, а расстреляли 24 ноября. Кого не подобрали, уничтожила война – Липавский и Левин погибли на фронте, а в ленинградскую блокаду сгинули некоторые архивы. Группа ОБЭРИУ, возникшая в конце 1927 года в Ленинграде, закончила свое существование в начале 1930 года. Она была разгромлена грубо, сурово и жестко. Более или менее либеральные годы в СССР заканчивались, жизнь вновь перестраивалась по другому лекалу. Авангардизм пережил свое время, и обэриуты в новой жизни должны были погибнуть.

Литературная жизнь 20-х годов кончалась – распались «Серапионы», что-то еще пытались делать имажинисты, Мандельштам ходил «с удавкой на шее», замолчала Ахматова, на последнем вздохе ЛЕФ превращался в РЕФ. Существовали еще объединения пролетарских писателей, но дело шло к созданию Союза советских писателей, власть хотела единства и стригла всех под одну гребенку. Тем, кто сопротивлялся, в лучшем случае не давали возможности печататься, в худшем – отправляли в лагеря валить лес или приговаривали к высшей мере наказания. Строительству нового советского человека ничто мешать было не должно.

Рождение младенца

ОБЭРИУ возникло как протест против скучной и однообразной советской литературы. В группу вошли Даниил Хармс, Александр Введенский и Николай Заболоцкий. Их поддержали Константин Вагинов и Николай Олейников, где-то рядом были Игорь Бахтерев, Юрий Владимиров и Борис (Дойвбер) Левин. Но группа нуждалась в обосновании своих философских идей, и это сделали Леонид Липавский и Яков Друскин. Литераторы-обэриуты встретили достойных союзников среди художников – Казимира Малевича и Павла Филонова.

24 января 1928 года состоялось первое выступление участников группы перед публикой, названное «Три левых часа» – один час для поэтов Хармса, Заболоцкого, Введенского и Бахтерева; второй час публику развлекли спектаклем «Елизавета Бам» по пьесе Хармса, третий час был отведен для демонстрации фильма «Монтаж», снятого Александром Разумовским и Климентием Минцем.

Не могу сказать, что публика была в восторге. Скорее всего случился скандал, да еще где – в Ленинградском доме печати! Но в конце концов все обошлось мирно. Однако группа таким образом заявила о себе, по Ленинграду пошли разговоры. Отныне все редкие публичные выступления обэриутов вызывали резкую отповедь в коммунистической печати, но это был их способ существования на фоне тогдашней литературы.

Манифест

Манифест ОБЭРИУ написал Николай Заболоцкий, страшно гордившийся тем фактом, что именно ему товарищи доверили выразить публично в печати основные идейные положения группы и подвести под них теоретическую базу. Печать была слабенькой – тоненький второй номер «Афиши Дома печати» за 1928 год, издававшейся небольшим тиражом...

Но и это было успехом. Манифест услышали и во многом с ним не согласились. Группа, однако, заявила о себе и своем существовании, и отныне (до поры до времени), с ней уже полагалось считаться. Далее все литературоведы поздней советской поры и нового времени, писавшие об обэриутах, всегда отталкивались от Манифеста ОБЭРИУ, написанного Заболоцким.

Манифест этот состоял из двух частей: «Общественного лица ОБЭРИУ» и «Поэзии обэриутов», хотя всего частей было четыре (Манифест включал в себя еще декларации «На путях к новому кино» и «Театр ОБЭРИУ»). Впрочем, предоставим слово самому поэту. В «Общественном лице ОБЭРИУ» нас будет интересовать всего несколько существенных фраз, а именно:

«ОБЭРИУ ныне выступает как новый отряд левого революционного искусства. ОБЭРИУ не скользит по темам и верхушкам творчества – оно ищет органически нового мироощущения и подхода к вещам. ОБЭРИУ вгрызается в сердцевину слова, драматического действия и кинокадра». И «новый художественный метод ОБЭРИУ универсален, он находит дорогу к изображению какой угодно темы. ОБЭРИУ революционно именно в силу этого своего метода».

А из «Поэзии обэриутов» мы возьмем только несколько главных тезисов и ударный конец Манифеста, да простит меня читатель за большие цитаты: «Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты, – честные работники своего искусства. Мы – поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы – творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов…

В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии – столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики…»

Дальше Заболоцкий формулировал главный тезис нового направления: «У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать. Мы расширяем смысл предмета, слова и действия». И до яркой, краткой характеристики каждого члена группы, заявлял: «Наше объединение свободное и добровольное, оно соединяет мастеров – а не подмастерьев, художников – а не маляров».

Манифест заканчивался такими словами: «Люди конкретного мира, предмета и слова, – в этом направлении мы видим свое общественное значение. Ощущать мир рабочим движением руки, очищать предмет от мусора стародавних истлевших культур – разве это не реальная потребность нашего времени? Поэтому и объединение наше носит название ОБЭРИУ – Объединение Реального Искусства».


Поэты: нормальные или сумасшедшие?
Борис Антоновский. Н. Олейников и Д. Хармс на борту теплохода «Рыков». Шарж 1929 года.

Комментировать дальше не имеет смысла. Приведу лишь небольшой отрывок из «Воспоминаний» сына поэта, из которого будет ясно, что сблизило его отца с Хармсом и Введенским и где как нельзя лучше сказано о поэтике будущих обэриутов.

Из «Воспоминаний» Никиты Заболоцкого

Никита Заболоцкий, сын поэта, рассказал, как произошло знакомство отца с Хармсом и Введенским. Однажды в 1925 году Заболоцкий должен был читать свои стихи в Ленинградском союзе поэтов. После окончания вечера к нему подошли двое молодых людей и поздравили его с несомненным успехом. Это были Хармс и Введенский. Все втроем отправились к родителям Хармса – Ювачевым – на Надеждинскую улицу, где еще долго, несмотря на поздний час, читали друг другу стихи, разговаривали о поэзии, запивая все дешевым портвейном. В оживленной беседе сразу же выяснилось общее преклонение перед Велимиром Хлебниковым и некоторое сходство в оценке современных поэтов, что еще больше сблизило молодых людей.

Заболоцкого не смутили непонятность и алогизм сочинений его новых знакомых. За необычными сочетаниями слов он почувствовал подлинную поэзию, чем-то близкую его собственным поискам, – никакой показной красивости и чувственности, дистанция между стихом и собственным лирическим переживанием, многозначность, удачные словесные находки и ритмы, ирония и замысловатая фантазия. Смущало, правда, что этим странным стихам (особенно стихам Введенского) не хватало смысловой основы, реально организованной темы. Но зато в том, что касалось формы, с этими ребятами было о чем поговорить. В первую же встречу между тремя молодыми искателями в поэзии возникли взаимное доверие и заинтересованность.

Эстетические разногласия

С таким восприятием мира можно было жить еще в конце 20-х, когда Маяковский писал поэму «Хорошо!» или «Стихи о советском паспорте». В 30-х логика абсурда советской действительности требовала таких сочинений, как произведения Антона Макаренко о коммуне имени Феликса Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД-1» (1932). Вы можете представить себе Даниила Хармса, вместо «Анекдотов о Пушкине» сочиняющего роман «Гидроцентраль»? Александра Введенского, вместо стихотворения «Факт, теория и бог» пишущего по ночам поэму «Трагедийная ночь», а Николая Заболоцкого вместо «Столбцов» – агитки Демьяна Бедного или типа «Нигде кроме, как в Россельпроме»? Вот и я не могу.

Лет сорок спустя другой не вписывавшийся в советскую систему литератор, Андрей Синявский, заметит, что у него с советской властью – эстетические разногласия. Эстетические расхождения с отдельными творческими интеллигентами советская власть, начиная с предсовнаркома Ленина и кончая последним генсеком Брежневым, рассматривала как политические. Ну а «если враг не сдается», то... читатель сам знает, что с ним делают.

Хармс и его единомышленники воспринимали окружающий мир как абсурд. Вокруг была советская абсурдная действительность. Вести себя в этом мире нормально означало выламываться из действительности, противостоять – не важно чем: поведением в быту, стихами, прозой, философскими сочинениями, которые и отражали эту действительность в системе гротеска и алогизма.

Выразить абсурдный мир могли только «заумь и чушь» – то, что «не имело практического смысла», что выходило за пределы обычного понимания ума. Обэриутов интересовала жизнь «в ее нелепом проявлении». Они провозглашали «отказ от логики как переход к логике высшего плана».

Действительно, если сегодня тебя уверяют, что Троцкий – один из вождей мирового пролетариата, а завтра все его портреты велят уничтожить, а самого его – именовать «врагом народа», то трудно остаться нормальным человеком в подобном сумасшедшем доме. Люди, которые хотели в этой действительности жить нормально, воспринимались властью как сумасшедшие. Они писали стихи и прозу в стол, пьесы их не ставились, они были изгоями советской литературы. Правда, был один выход – в детскую литературу. И Хармс, Введенский и Олейников в нее пришли. В этой литературе, насыщенной игровыми элементами, они могли более или менее свободно творить, то есть проявлять себя.

«ЧИЖ» и «ЕЖ»

В 1928 году в Ленинграде увидел свет первый номер «Ежемесячного журнала» («Еж») для детей. В 1930-м в том же городе родится «Чрезвычайно интересный журнал» («Чиж»). Его закроют в 1941 году. И тот и другой выходили при детском отделе ГИЗа (государственного издательства), созданного Корнеем Чуковским еще в 1924 году. Официальным заведующим детского отдела был Сергей Иванович Гусин – человек, по воспоминаниям современников, «начисто лишенный юмора и литературных дарований», – а главным (неофициальным) консультантом стал Самуил Маршак, на которого, как бабочки на огонь, слетались самые талантливые детские писатели, поэты и художники.

К сотрудничеству в «Еже» Маршак привлек писателей, составивших авторскую группу журнала «Воробей» (в последний год издания – «Новый Робинзон»), выходившего в 1923– 1925 годах в Петрограде. На страницах «Воробья» и «Нового Робинзона» впервые увидели свет многие произведения Виталия Бианки, Елены Верейской, Бориса Житкова, Михаила Ильина, Николая Олейникова, Евгения Шварца. Вот сюда, в детский отдел, а затем и в журналы Маршак, чуявший талант за версту, и пригласил Хармса, Введенского и Заболоцкого, уловившего в их «заумной поэзии» традиции Велимира Хлебникова и Александра Туфанова.

Дети, как правило, – словотворцы; открывая мир и находящиеся в нем предметы и происходящие явления, они ищут слова, чтобы обозначить ими это. Дети, как правило, искренни в проявлении своих чувств и до определенного возраста обладают нестандартным мышлением. Все это было присуще творчеству обэриутов. И вскоре они стали главными застрельщиками новой детской ленинградской литературы в пику московским «Пионеру», «Барабану» и десятку им подобных, в соответствии с указанием партии выковывающих человека нового советского типа, будущего строителя всемирной утопии – коммунизма.

Ленинградские же журналы, как вспоминал Николай Корнеевич Чуковский, были «искренне веселые», «истинно литературные», по-детски «озорные». Естественно, что такие издания в Стране Советов долго прожить не могли. Кампания против этих журналов и их авторов началась в «год великого перелома», который затронул не только крестьянство, но и все слои населения, не только экономическую сферу, но и сферы культуры. Началась борьба «с чуковщиной». Критиковались сказки даже самого Маршака. Поэзия обэриутов, да и все веселые жанры для пролетарских детей были признаны «вредными» и подверженными «классово чуждым влияниям».

В печати были осуждены издательства, которые «выпускают нелепые, чудовищные вещи вроде «Во-первых» Даниила Хармса, которые ни по формальным признакам, ни тем более по своему содержанию ни в какой мере не приемлемы». Несмотря на то, что редакции обоих журналов вынуждены были перестраиваться, «Еж» был закрыт в 1935 году, а «Чиж» просуществовал до 1941 года. От Маршака потребовали отречения от разоблаченных «врагов народа». Он устоял, уцелел, но должен был покинуть Ленинград и уехать в Москву. Редакции были разгромлены, обэриуты и еще девять сотрудников журналов арестованы.

«Из дома вышел человек…»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

Елена Крапчатова

Академик РАН Александр Дынкин рассказал о главных тезисах доклада Игоря Сечина на  энергетической панели Петербургского экономического форума

0
407
В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

Наталья Приходко

Глава правительства оценил размеры бюджетной дыры на фоне коррупционных скандалов

0
486
Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Ольга Соловьева

Объем поставок по альтернативным каналам может превысить 27 миллиардов долларов в этом году

0
467
Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Иван Родин

В региональных отделениях партии стартовало обсуждение политического отчета ЦК

0
537

Другие новости