![]() |
Коммуна и вскрытие мощей. Иллюстрация из книги |
Жизненный вопрос «из какого сора и зачем появилась эта книга?» до сих пор не ставился. Создана книжка к трехлетию Октябрьской революции 1917 года тремя авторами и состоит из трех частей – отсюда название «Октябрь в кубе». Возникла она в недрах ОБМОХУ (Общество молодых художников), одной из ранних конструктивистских групп. Ее авторы – юные любимцы тогдашней серьезной «левой» художественной тусовки – 18-летний Саша Наумов, успевший стать одним из «отцов» советского плаката, до того как нелепо погиб в 29 лет, купаясь в море; 20-летний Коля Прусаков, ставший во время Второй мировой войны ключевой фигурой советской художественной политики за рубежом, и 20-летний Сережа Светлов, который скоро создаст первую в России сельскую школу конструктивизма.
А пока, в Гражданскую войну, ОБМОХУ, по предложению Луначарского, стало опорной волонтерской художественной группой Наркомпроса. 12 выпускников ПГСХМ (Первых Государственных свободных художественных мастерских) с 1919 года обслуживали срочные художественные потребности фронта и тыла: оформляли массовые театрализованные действа, украшали освобожденные города и села победными плакатами-транспарантами-панно, расписывали лозунгами всякие железнодорожные объекты (поезда, водокачки), делали просветительские передвижные выставки в деревнях и т.д. Опекалась эта деятельность семьей Каменевых в полном составе, начиная с самого Льва Борисовича, члена ЦК.
![]() |
Октябрь в кубе. – М., 1920. – 24 с. |
Когда Гражданская война закончилась, тогда ОБМОХУ и закрылось.
За два года такого волонтерства молодые художники научились решать главные вопросы искусства – объема, масс, динамики и конструкции – с помощью тех скудных материалов, которые оказывались под рукой. Экономность – это первый принцип советского конструктивизма. Экономностью в данном случае обусловлено дизайнерское решение книги: картинки литографировались, печать производилась на обратных сторонах обложек дореволюционных изданий Строгановского училища; дефицитная цветная бумага и фольга применялись минимально – для придания броскости лозунгам, провокационным заявлениям и вызовам «на спор» воображаемых собеседников.
![]() |
Корова и художник. Иллюстрация из книги |
Но если рассматривать этот продукт дотошно и совсем прямо, то придется признать, что «Октябрь в кубе» – это боевая полемическая книжка, нацеленная конкретно против «интуитивиста» Кандинского. В явно сатирическом контексте тут приводится несколько узнаваемых цитат из теоретизирований Василия Васильевича. И это как раз в то время, когда молодая генерация рационалистов-конструктивистов вытесняла Кандинского из руководства Отделом ИЗО Наркомпроса – и в конце концов успешно вытеснила: в 1921 году он окончательно уехал в Германию.
В 1922–1923 годах члены ОБМОХУ почти в полном составе участвовали в легендарной Первой русской художественной выставке в Берлине и Амстердаме, олицетворяя новейшее поколение советских художников. В 1923 году группа подвела итоги пройденному пути на своей последней, четвертой, выставке, приуроченной к съезду Коминтерна. А в 1924-м один из наших пропагандистов художественных коммун, Сергей Светлов, действительно отправился поднимать наркомпросовскую коммуну в городок художников, Мстеру. И проработал в ней до закрытия проекта в 1929 году, создав вместе с Виктором Пальмовым конструктивистский сельский художественно-промышленный техникум, своего рода филиал московского ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские).
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать