0
4007
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

15.10.2019 17:20:00

Кому поможет новый суд?

Реформа системы обжалования постановлений не коснется большинства дел

Алексей Кавецкий

Об авторе: Алексей Борисович Кавецкий – кандидат юридических наук, адвокат, член Экспертного совета Адвокатской палаты Московской области.

Тэги: кассационный суд, правосудие, независимость, судебные постановления, обжалование, реформа


кассационный суд, правосудие, независимость, судебные постановления, обжалование, реформа Фото pixabay.com

Недавно в одной из центральных, самой официальной российской газете на первой полосе был опубликован материал под названием «С новым судом!», посвященный открытию в Москве здания вновь образованного Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Напомню, что с 1 октября в РФ действует реформированная система обжалования судебных постановлений некоторых категорий: образованы 9 кассационных и 12 апелляционных окружных судов, в юрисдикцию которых входит рассмотрение дел по второй и третьей инстанциям некоторых категорий уголовных, гражданских, административных дел сразу в нескольких субъектах РФ.

Не в полной мере разделяю восторженный стиль этой публикации. И вот почему.

Всем уже хорошо понятно, что главной проблемой ныне действующего судопроизводства является существенное невыполнение конституционного принципа независимости суда, об этом нет смысла говорить еще раз. И последние неожиданные повороты (несомненно, расцененные как положительные) в резонансных уголовных делах (например, в отношении Павла Устинова, Кирилла Серебренникова и др.) опытным юристам говорят о многом.

Проведенная реформа обжалования судебных постановлений по некоторым (наиболее значимым) делам была нацелена именно на устранение этой проблемы. Теперь, как надеются ее вдохновители и организаторы, доступ к правосудию с заднего крыльца будет закрыт. Действительно, на первый взгляд это так. То, что незаконное влияние на суд теперь будет затруднено, сомнений не вызывает. И в этом большой плюс реформы.

А теперь глянем на минусы.

Первый. Посмотрите на юрисдикцию новых судов. Они занимаются делами, рассмотренными по первой инстанции в областных и, грубо говоря, приравненных к ним судам. А это дела по тяжким (опять же, грубо говоря) статьям. То есть реформа не коснется подавляющего числа судебных процессов. Вот пример: все резонансные дела 2019 года не подпадают под реформированную процедуру обжалования.

Второй. Кто обычно пытается противоправно «прильнуть» к правосудию? Заинтересованные в исходе дела госчиновники и состоятельные, очень состоятельные физлица. Мне, практикующему адвокату со стажем 20 лет, очень трудно себе представить, чтобы какой-либо «территориальный» чиновник среднего уровня по своей инициативе стал бы, как теперь говорят, впрягаться, чтобы повлиять на ход, как правило, получившего уже резонанс дела. Заметьте, не его личного дела. А для чиновников высшего звена – будет ли препятствием, что суд находится не в твоем областном центре, а в соседней региональной столице?

Кстати, кассационный и апелляционный суд для Москвы и Московской области (апелляционный) будет находиться в Москве, в одном здании. А было бы любопытно перевести эти суды, скажем, в Ярославль – в город с большими, можно сказать – древними, судебными традициями. (По своему опыту знаю, как относятся в регионах к «московским»!)

Что касается упомянутых физлиц, то для них проблем с территориальностью судов вообще не существует сейчас, и вряд ли они возникнут в будущем. Так по кому нанесен залп «тяжелой артиллерии»? Давайте также вспомним, что действующее законодательство под страхом наказания обязывает судей сообщать «кому следует» (даже публиковать) о всех попытках внепроцессуальных контактов заинтересованных лиц. Часто мы слышали о таких случаях? Я – нет. Возможно, я ошибаюсь. А если их нет в природе, тогда что стало основанием для создания новых судов?

Третий. Я старался следить за публикациями по теме реформы. Но в многочисленных выступлениях должностных лиц не нашел ничего о ее экономическом, организационно-ресурсном аспектах. Во что она обошлась? Инфраструктурные затраты? Были построены новые здания или использованы существующие? Количество соответствующих должностей судей уменьшилось? Или наконец увеличилось? А как комплектуются эти должности: за счет местных судей или приезжих? Тогда как решился вопрос с обеспеченностью жильем?

Судебная система сегодня явно испытывает недостаток в финансировании. Я регулярно бываю в судах. Многое меняется, безусловно, и в Москве, и в Московской области. Но остаются мрачные примеры. Сейчас я участвую в процессе в Кузьминском районном суде Москвы. Впечатление просто ужасное! А суд Центрального района в Волгограде? А суд в жилом доме в Долгопрудном Московской области?

Четвертый. Не пострадает ли доступность правосудия? Заменит ли дистанционное участие в судебном процессе живое общение суда со сторонами, СМИ? Есть ли ресурсы для обеспечения качественного видеоучастия?

Пятый. Система административно-экстерриториальной юрисдикции судов на самом деле частично у нас уже существует. Во-первых, в системе арбитражных судов и, во-вторых, в самом существовании Верховного суда. Но разве в их адрес меньше критики и упреков?

Проблема независимости правосудия сегодня выходит на первые позиции даже в числе самых приоритетных – экономических и политических. Скорее всего она и сама является политической. Очень и очень важно, что сейчас немало делается для создания, так сказать, нормативной и организационной базы независимого судопроизводства. Разумеется, в пределах общемировых стандартов реально существующей независимости, ибо полная независимость суда – это такой же миф, как и многие иные принципы судопроизводства – например, равенство сторон перед законом, презумция невиновности, осуществление правосудия только судом и т.д. Организационная иерархия судов – необходимая предпосылка.

Однако принципиальные подвижки лежат в иной сфере – сфере политического понимания судебной власти как одного из элементов системы сдержек и противовесов. Но это предмет уже для других публикаций. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
2293
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
10317
"Мощные инвестиции" в обмен на фискальные послабления

"Мощные инвестиции" в обмен на фискальные послабления

Ольга Соловьева

Крупный бизнес просит у правительства обнуления налога на прибыль

0
2913
Программа долгосрочных сбережений маскирует провал пенсионных реформ

Программа долгосрочных сбережений маскирует провал пенсионных реформ

Анастасия Башкатова

Россияне заинтересовались трансформацией "замороженных" накоплений

0
4652

Другие новости