0
3589
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

05.10.2021 19:14:00

Военные Африку не спасут

Почему ни миротворцы ООН, ни ЧВК, ни заграничные армии не смогут обеспечить безопасность континента

Юрий Сигов

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

Тэги: мали, дипломатический скандал, франция, россия, африка, чвк


мали, дипломатический скандал, франция, россия, африка, чвк Фото Reuters

Разразившийся дипломатический скандал между Францией и Россией (а точнее – между руководством ЕС и Москвой) по поводу якобы российского вмешательства в дела Мали (посыл туда подразделений частной военной кампании) в очередной раз напомнил о том, что в Африке идет отчаянная борьба между сразу несколькими мировыми игроками (добавим сюда Китай и частично американцев) за политическое и экономическое влияние на расположенные там государства.

До этого такие же «нестыковки» были между Парижем и Москвой вокруг Центрально-Африканской Республики, несколько недель назад военные пришли к власти в Гвинее, и там друг друга в «ослаблении своих позиций» военным путем обвиняют уже Вашингтон и Париж. А если добавить сюда Ливию, Демократическую Республику Конго, Мозамбик и Судан с Эфиопией, то выяснится, что все вокруг Африки крайне обеспокоены наведением «миротворческого порядка» на этом континенте. Но ни у кого и ничего толком с этим не получается. В чем же дело?

Начну с многотысячных миротворческих операций ООН в Африке, которые стоят колоссальных денег, длятся годами, но по большому счету никакого спокойствия континенту не приносят. Гражданские войны, рост джихадизма, межплеменные распри с вооруженными боестолкновениями, наконец прямые вторжения армий одних африканских стран на территорию других – все эти проявления напряженности усиливаются с каждым годом, но ооновские миротворцы ничего не могут с этим поделать.

Попытки навести порядок в Африке (хотя бы в западной ее части, где сохраняются языковые, культурные и экономические рычаги влияния) Франции с помощью своих вооруженных сил (плюс присутствие военных ряда других государств Евросоюза) также не первый год ни к чему не приводят. Получив мандат и от ЕС, и от ООН на «борьбу с терроризмом» в пяти странах запада Африки, французские регулярные подразделения периодически уничтожают то какого-то главаря местной «Аль-Каиды», «Исламского государства» (обе группировки запрещены в России), то очередной пикап с горсткой боевиков. Однако самой проблемы – искоренения радикального ислама в регионе французские воинские подразделения даже при наличии самой современной техники, спутников, дронов и прочей электроники решить так и не смогли. Как убивали мирных жителей джихадисты в регионе безнаказанно, так и продолжают. Как похищали людей, так все продолжается сегодня, как и 10 лет назад. Как взрывали в центрах столиц западноафриканских государств машины со смертниками за рулем, так даже французские посольства там никто не щадит.

Теперь вот пришла очередь наводить порядок на континенте частным военным компаниям, включая российские. Французский МИД шлет гневные протесты в адрес Смоленской площади по поводу присутствия в Мали российских «наемников», а всего несколько месяцев назад такие же протесты раздавались из Парижа по поводу вмешательства военных инструкторов Москвы в дела Центрально-Африканской Республики. При этом Россия уверена, что помогает по просьбе законных правительств африканских стран бороться с международным терроризмом и обеспечивать безопасность. А французы утверждают, что и сами могли бы с этим справиться без лишних «страждущих поучаствовать». Но почему-то не справляются.

Однако тут вот в чем дело. Нынешняя жизнь в Африке (а она по большому счету была всегда такой) порождает и джихадизм, и участившиеся военные перевороты, и вмешательство внешних игроков (неважно в какой форме – частных военных компаний или регулярных вооруженных сил, иногда и в голубых касках ООН) исключительно потому, что все эти государства нестабильны, несправедливо устроены и подвержены любым катаклизмам, которые на них сваливаются извне – от эпидемий до засух и гражданских войн. В той же Мали трижды за последние месяцы военные свергали явно прозаседавшегося во власти президента и его приближенных. Никаких других методов, кроме военного переворота, не просматривалось с тем, чтобы хотя бы минимально изменить катастрофическое положение в экономике страны. В соседней Гвинее все то же самое: сам себя избиравший не первый заход президент и уставшие от его властного беспредела военные. И вновь: переворот, формирование военного переходного правительства, крики «цивилизованного Запада» о нарушении основ демократии…

Да, хаос, экономическая разруха, рост радикальных настроений среди молодежи, массовая миграция в страны Европы (в первую очередь). Кто с этим сможет справиться? Местные вооруженные силы африканских стран? Они хороши для переворотов, но не для контроля за порядком в стране. Иностранные вооруженные силы по типу французской армии? Опыт пятерки государств Западной Африки показал, что никакой безопасности они обеспечить не в состоянии. Да и справиться с теми бедами и несчастьями, от которых африканцы страдают, ни французской армии, ни какой-либо иной не под силу. Военные частные компании, а по сути наемники – молодые здоровые безработные мужики из самых различных стран? Какие-то локальные вопросы они могут решить (к примеру, обеспечить охрану первых лиц государства, которое их наймет). Но решить социально-экономические вопросы Мали или Гвинеи с Ливией они не только не смогут при всем желании начальства или заказчика, но и не должны.

Разговоры же о том, что у России есть какие-то экономические интересы в Африке, и военные частные компании якобы могут их обеспечить, – от лукавого. У Москвы просто нет ни сил, ни ресурсов, ни влиятельных структур, которые могли бы в Африке не только с выгодой для государства добывать полезные ископаемые, но и направить туда (как это сделал 20 лет назад Китай) сотни тысяч своих граждан для работы или постоянного там жительства.

Делать же упор на то, что некоторые военные, устраивающие перевороты в Африке, обучались в то или иное время в СССР или России (Ливия, Эфиопия, сейчас Мали), вряд ли имеет смысл. Военные в Африке много где учились, но очень редко кому-то сохраняют осознанную лояльность и приверженность. Сегодня они за помощью могут обратиться к Москве, завтра – к Парижу, послезавтра – к Пекину или Вашингтону. Важно то, что военными методами – кто бы за ними ни стоял – ни одной проблемы Черного континента не решить. Кто бы и с какими целями ни пытался в дальнейшем это сделать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
938
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
2124
Китай и Европа – настороженный интерес

Китай и Европа – настороженный интерес

Александр Лукин

Позиция Пекина по Украине неприемлема для ЕС, но и не вполне совпадает с российской

0
2242
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
3043

Другие новости