0
4015
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

10.11.2022 18:51:00

Как России переориентировать поставки на Восток

Грамотное мастер-планирование территорий позволит снизить транспортные издержки

Юлия Зубарик

Андрей Пронин 

Об авторе: Юлия Леонидовна Зубарик – архитектор, специалист по мастер-планированию; Андрей Алексеевич Пронин – ведущий аналитик градостроительной компании.

Тэги: санкции, логистика, транспортная доставка, грузоперевозки, внутренняя коммуникация, эффективность, дальний восток, китай

Все статьи по теме "Санкционные войны"

санкции, логистика, транспортная доставка, грузоперевозки, внутренняя коммуникация, эффективность, дальний восток, китай На фото транспортно-логистический комплекс на пограничной станции Забайкальск. Фото пресс-службы ОАО РЖД

На фоне сложной геополитической ситуации цепочки поставок из Европы перестали работать. Очевидно, что потенциал России смещается в сторону Китая и дает новый импульс развитию Восточной Сибири и Дальнему Востоку, это 2/3 территории страны, где проживает пятая часть населения. Однако оказывается, что логистика доставки из Китая до европейской части страны у нас хромает. Похоже, жизнь заставит центр наконец всерьез заняться развитием городов на Дальнем Востоке.

Если раньше из Китая товары везли по морю через порты Италии, Нидерландов, Санкт-Петербурга, затем перегружали и перевозили все это на фурах по материку, то сейчас эта транспортно-логистическая цепочка разрушена. Теперь для транспортных поставок есть два пути – это, во-первых, РЖД. И во-вторых – это Северный морской путь. Оба маршрута проходят по территории России. И соответственно, невозможно развивать эти транспортные направления без развития городской среды, строительства жилой недвижимости и сопутствующей инфраструктуры на входе из Китая в Россию.

Новая логистика рисует большие перспективы для развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Торговля России и Китая напрямую зависит от железнодорожной инфраструктуры этих регионов. Соответственно, новое развитие получат территории вблизи мест добычи и обработки сырья и растущих рынков сбыта. Это Забайкальск, Нижнеленинское и агломерация Владивостока. Но тут возникают вопросы к логистической цепочке: а выдержит ли она нагрузку?

Забайкальск находится в Читинской области, на границе с Китаем и Монголией. В апреле после реконструкции здесь открыли крупнейший транзитный железнодорожный пункт пропуска, призванный увеличить объем двустороннего товарооборота к осени 2022 года. Если отмести старые цепочки поставок, то он становится одной из главных точек входа импорта товаров из Китая в Россию. Выгодное экономико-географическое положение обеспечивает наикратчайшую транспортную связь западных регионов России, стран Восточной и Западной Европы с Китаем, государствами Юго-Восточной Азии.

Однако сегодня Забайкальск не готов стать главными торговыми воротами в Китай. При пропускной способности в 20 млн т в год и перспективах роста до 40 млн, мощность логистических комплексов едва достигает 1 млн т грузов в год, а в ближайшее время возрастет всего до 3 млн т. Для реализации перспектив этого категорически мало – также следует развивать и таможенную инфраструктуру, создавать дополнительные пункты смены железнодорожной колеи. К примеру, при инвестициях в 8 млрд руб. на строительство дополнительной ветки железной дороги со сменой колеи и для строительства нового логистического комплекса Забайкальск сможет получать в шесть раз больше налоговых поступлений.

В этом году в селе Нижнеленинское в Еврейской автономной области открылся железнодорожный мост, связывающий Россию и Китай. Этот населенный пункт имеет все перспективы стать узловым пунктом, а его пропускная способность будет сопоставима с Забайкальском. Сегодня в селе строится логистический комплекс, способный обрабатывать до 6 млн т грузов в год. В дальнейшем при инвестициях в 2 млрд на строительство дополнительного логистического комплекса торговля с Китаем сможет приносить около 135 млн руб. налоговых поступлений в местный бюджет ежегодно. Селу необходимо комплексное развитие для реализации таких масштабных проектов. В ближайшие пять лет мы увидим резкий строительный бум в этих небольших населенных пунктах и развитие проектов государственно-частного партнерства в строительстве новой инфраструктуры.

Главная точка входа в торговле России и Китая – это Приморье, а именно агломерация Владивостока, сочетающая пять крупных морских портов и железнодорожный пограничный переход Хасан. Логистический комплекс здесь получает развитие за счет реализации инвестиционных проектов в территорию опережающего развития (ТОР) «Надеждинская». В целом каждый пятый резидент всех ТОР Приморья связывает свою деятельность с логистикой, что способствует развитию отрасли.

Сегодня темпы развития регионов Сибири и Дальнего Востока не могут быть сопоставлены с темпами развития приграничных регионов, например, КНР. Поэтому в рамках региональной политики в узловых точках российско-восточных взаимоотношений на первый план выходят инструменты комплексного развития территорий, способные решить социально-экономические проблемы, способствовать преодолению инфраструктурных ограничений и дефицита кадров, удовлетворить запрос населения на повышение качества жизни и интенсифицировать отношения с торговыми партнерами. Самым заметным из инструментов является мастер-планирование, в числе прочего максимизирующее выгоды реализуемых проектов, а также содействующее диверсификации экономических систем путем создания условий для развития наукоемкой продукции и экономики впечатлений как надстройки над промышленной базой.

Этот метод потенциально эффективен, поскольку способен учитывать динамику и перспективы развития, а также обеспечить комплексность в проектировании и реализации масштабных инвестиционных проектов, от которых зависит будущее не только Сибири и Дальнего Востока, но и всей России.

Мастер-планирование сегодня сталкивается с трудностями, среди которых закостенелость понятия «генплан города», финансовое бремя на инвесторов и большая нагрузка на городскую инфраструктуру в части инвестиционных лотов. В отличие от давно всем знакомого генплана, сконцентрированного на вопросах землепользования и размещения в городе тех или иных объектов, концептуальная часть мастер-плана четко связана со стратегиями социально-экономического и пространственного развития и обоснованно показывает, каким будет город. Чтобы все это учесть, нужно работать с большими данными и цифровыми инструментами. На местах не всегда к этому готовы.

Но сегодня мастер-планы разрабатываются только для территорий Владивостока и Находки, тогда как Большой Владивосток в этом контексте является единым хабом и требует комплексных решений новых преимуществ своего экономико-географического положения. Например, при строительстве полукольцевой автомагистрали, соединяющей крупнейшие порты Приморья, стоимость автомобильных грузоперевозок сократится на четверть, а также повысится эффективность внутренней коммуникации внутри этого единого хаба, что также положительно скажется на развитии логистики. 


Читайте также


Киргизия упустила шанс открытия филиалов российских банков

Киргизия упустила шанс открытия филиалов российских банков

Виктория Панфилова

В республике могут появиться финансовые организации стран ШОС

0
3988
Сверхконцентрация на юане становится серьезным фактором финансовой уязвимости

Сверхконцентрация на юане становится серьезным фактором финансовой уязвимости

Ольга Соловьева

В создавшихся на валютном рынке условиях ни в коем случае нельзя забывать о риск-менеджменте

0
3896
НАТО обвиняет Китай в поощрении СВО

НАТО обвиняет Китай в поощрении СВО

Владимир Скосырев

Пекин осудил намерение США и союзников расширить рамки альянса на АТР

0
2253
Китай может оставить часть Индии без воды

Китай может оставить часть Индии без воды

Владимир Скосырев

Брахмапутра раздора

0
1567

Другие новости