0
7041
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

28.03.2023 18:30:00

Почему опять поднимается вопрос о выходе из ВТО

Отказ от членства в организации чреват масштабным ущербом для России

Алексей Портанский

Об авторе: Алексей Павлович Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: вто, членство, рф, мид, еаэс, g20, шос, брикс, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

вто, членство, рф, мид, еаэс, g20, шос, брикс, западные санкции Фото Reuters

В последние дни МИД РФ периодически высказывался по поводу членства России во Всемирной торговой организации (ВТО). Опять, по сути, подтверждена позиция, обозначенная Минэкономразвития РФ еще год назад, о том, что ВТО является единственной международной площадкой, на которой Россия может активно защищать свои интересы в экономической сфере.

Это странно – периодически слышать на протяжении более 10 лет членства РФ в ВТО не только критику в адрес этой организации, но и предложения покинуть ее. Ровно год назад группа депутатов от «Справедливой России – За правду» внесла в Госдуму проект федерального закона о денонсации Россией протокола о присоединении к ВТО. Проект предусматривал освобождение РФ от «взятых на себя обязательств в дальнейшем» в рамках этой организации. Не хотелось обвинять уважаемых народных избранников в невежестве, однако альтернативная версия их инициативы выглядит еще хуже. Ибо примерно в то же время в 2022 году группа западных стран пыталась поставить в повестку дня вопрос об исключении России из ВТО. Однако никакого механизма в принципе не существует, поэтому ряд стран ограничился приостановкой предоставления России режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Выходит, что если бы упомянутая группа депутатов добилась своей цели, это в полной мере сыграло бы на руку недружественным странам, которые стремились тем или иным образом ограничить участие РФ в ВТО.

Более правдоподобной следует считать версию некомпетентности. Те, кто ратует за выход из ВТО, зачастую ссылаются на ЕАЭС, а также БРИКС и пр., где нас окружают исключительно дружественные страны, поэтому и давайте, мол, торговать с ними по правилам этих структур. Скажем сразу, что БРИКС в этом плане не годится, так как в объединении пока нет общепринятых правил торговли. А вот про ЕАЭС стоит сказать подробнее.

Утрата членства в ВТО незамедлительно отразилась бы на отношениях РФ с партнерами по ЕАЭС, причем худшим образом. Дело в том, что правила и принципы ВТО буквально вшиты в правовую базу блока. Если представить, что Россия выходит из ВТО, она не только не получает права делать все что хочет, а наоборот, ее возможности даже сокращаются – в частности, в отношении импортных тарифов. В настоящее время единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕАЭС построен на основе российского тарифа, российских обязательств в ВТО. Если же обязательства России в ВТО ликвидируются, то следующий уровень – тарифные обязательства Казахстана в ВТО, а он существенно ниже. Следовательно, внутренний рынок России станет менее защищенным. РФ утратит нынешние права в торговле товарами. Партнеры же, в свою очередь, получат возможности по ограничению ввоза российских товаров вплоть до их дискриминации. Но российская сторона в ответ сможет лишь принять эти действия к сведению. При этом, разумеется, ни один член ЕАЭС не последует примеру России и не выйдет из ВТО.

Не исключен и риск развала ЕАЭС. В последние годы в Казахстане и Киргизии звучали призывы к выходу из ЕАЭС под предлогом отсутствия выгоды в членстве. Разрыв России с ВТО мог бы стать серьезным поводом к отказу этих республик от членства в ЕАЭС, что было бы чревато дезинтеграцией блока.

Выход из ВТО фактически лишил бы Россию и равноправного участия в G20. То же самое справедливо и в отношении БРИКС и ШОС. Неизбежны негативные последствия для отношений с Китаем и Индией, которые играют ключевые роли в ВТО. Наш шаг по выходу из организации они просто не поняли бы и перестали бы воспринимать Россию всерьез как торгово-политического партнера.

Заметим, что самые амбициозные цели во внешнеэкономической сфере, безусловно, опираются на наше членство в ВТО. В июле 2020 года президент РФ подписал указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому предполагается достичь реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров до уровня, превышающего на 70% показатель 2020-го (273 млрд долл.). Достижение данной цели ни теоретически, ни практически невозможно без свободного доступа на мировые рынки, который как раз и обеспечивает членство в ВТО. Надо признать, что в условиях нынешнего санкционного давления решение данной задачи будет вовсе не простым, но суть вопроса не меняется.

Наконец, нельзя обойти проблему санкций. Введенные против России коллективным Западом санкции имеют политическую основу, и это сильно осложняет дело. Можно вспомнить, что в 2014 году после введения Западом санкций в отношении РФ в связи с присоединением Крыма в правительстве также первоначально рассматривались меры по оспариванию этих санкций в ВТО. Однако в конечном счете формальных претензий странам-санкционерам в рамках ВТО предъявлено не было.

Да, экономические санкции нарушают правила и принципы ВТО, но в правовой базе организации есть лазейка – статья XXI ГАТТ, которая допускает введение ограничений по доступу на рынок по соображениям национальной безопасности. Судья последней инстанции в данном случае – само государство, намеревающееся ввести ограничения. Подача жалобы в Орган по разрешению споров ВТО в принципе возможна, но шансы на выигрыш невелики. Следует отметить, что подобные ограничения по политическим соображениям, то есть санкции, вводили многие государства, в том числе Россия. Достаточно вспомнить жесткие политические и экономические санкции против Турции в 2015 году после сбитого ею российского Су-24 в небе над Сирией и в 2016-м после убийства посла России в Анкаре Андрея Карлова. Вряд ли Турция в тех обстоятельствах планировала обратиться в ВТО с жалобой на Россию по поводу санкций.

Итак, если все-таки представить себе выход России из ВТО, то он ни в коей мере не стал бы «нашим ответом Западу», как крайне наивно полагают некоторые, а обернулся бы масштабным экономическим и политическим ущербом для самой России. А вот возвращение в ВТО будет гораздо более сложным и трудоемким процессом, чем присоединение к организации в 2012-м. 


Читайте также


Коммунисты пока выглядят самыми смелыми кандидатами

Коммунисты пока выглядят самыми смелыми кандидатами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системные партии нечасто превращают выборы губернаторов в протестные кампании

0
1917
КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1749
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
2103
Кишинев парализовал пророссийские регионы

Кишинев парализовал пророссийские регионы

Светлана Гамова

Приднестровью не на что жить, Гагаузию лишают автономии

0
3292

Другие новости