В индийском Солапуре тепловую электростанцию уже окружают поля солнечных панелей. Фото Reuters
Будущее мировой энергетической системы будет определяться ситуацией в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). За последние два десятилетия наш регион был основным двигателем мирового спроса на энергию и источником выбросов. Энергия обеспечила процветание, вывела миллионы людей из бедности и трансформировала общество. Однако такой прогресс имеет свою цену: рост неравенства, укоренившуюся зависимость от ископаемого топлива и растущую уязвимость к изменению климата, что затрудняет достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) и климатических целей.
Что действительно потребуется региону для реализации энергетического перехода и достижения седьмой цели ЦУР – обеспечения чистой, доступной, надежной и современной энергии для всех – к 2030 году? Новый региональный отчет о тенденциях в области энергетики для ЦУР показывает, что обеспечение универсального доступа к электричеству находится в пределах досягаемости. Однако в отношении других аспектов устойчивой энергетики необходимо срочно ускориться.
Приготовление пищи с использованием чистой энергетики остается наиболее актуальной проблемой. Почти 1 млрд жителей АТР все еще полагаются на традиционные виды топлива, подвергая свои семьи – особенно женщин и детей – опасному уровню загрязнения воздуха в помещениях. Возобновляемая энергетика развивается, но темпы недостаточны для удовлетворения растущего спроса и снижения выбросов в необходимом объеме. Установленная мощность возобновляемых источников энергии на душу населения в АТР ниже, чем в других регионах. В то же время возможности энергоэффективности по-прежнему используются недостаточно, оставляя нереализованным потенциал для сокращения потребления, снижения затрат на энергию и уменьшения выбросов углерода.
Эти проблемы усугубляются другими вновь возникающими факторами. Обеспечение доступа к критически важным сырьевым материалам и их устойчивая разработка необходимы для продвижения энергетического перехода, в то время как расширение региональной взаимосвязанности энергосетей имеет решающее значение для повышения энергетической безопасности и обеспечения доступной стоимости электроэнергии. Быстрорастущие секторы, такие как центры обработки данных, также должны перейти на низкоуглеродные пути развития. Реализация таких приоритетов потребует стратегического планирования, скоординированных действий и твердой приверженности принципам справедливости и равенства.
В последние годы в АТР наблюдаются обнадеживающие признаки появления множества инициатив, которые могут служить источником вдохновения. Субрегиональные проекты, включая Энергетическую сеть АСЕАН и трехстороннюю схему торговли электроэнергией Непал–Индия–Бангладеш, способствуют трансграничному обмену электроэнергией, повышая надежность и обеспечивая большую интеграцию возобновляемых источников. Китай и Индия находятся в авангарде развития возобновляемой энергетики, в то время как страны Тихоокеанского региона, такие как Фиджи, Соломоновы острова и Вануату, поставили цель достичь 100-процентного перехода на возобновляемое электричество к 2030 году. Индонезия и Филиппины расширяют геотермальные мощности. Батарейные системы для хранения энергии в промышленных масштабах в Австралии помогают управлять колебаниями возобновляемых источников и укреплять устойчивость энергосистем.
Промышленность, городские агломерации и транспортный сектор экономики также способствуют изменениям. Страны быстро увеличивают темпы внедрения электрокаров через инвестиции и развитие инфраструктуры. Япония и Сингапур улучшают энергоэффективность зданий с помощью строгих стандартов и стимулирующих программ, а Республика Корея внедряет технологии умных сетей электроснабжения для оптимизации потребления. Эти примеры показывают, что инновации, инвестиции и сотрудничество создают условия для масштабного энергетического прогресса в регионе.
Энергетический переход – это не только технологический сдвиг, но и социальная трансформация. Для многих людей переход станет новой реальностью существования. К их числу относятся те, кто занимается добычей ископаемого топлива, семьи с низким уровнем энергетической обеспеченности и молодежь, только входящая на рынок труда. Системы переобучения, получения первичного образования и социальной защиты должны сопутствовать этому процессу, создавая достойные рабочие места в секторах возобновляемых источников энергии и энергоэффективности.
Женщины непропорционально страдают от отсутствия доступа к современным энергетическим услугам и остаются недостаточно представленными в энергетическом секторе экономики, а также на руководящих должностях этого сектора. Для ускорения внедрения инноваций и инклюзивного роста необходимо раскрыть полный потенциал участия женщин в этой сфере. Справедливый энергетический переход должен учитывать гендерные аспекты, внедряя установки и инвестиции, направленные на устранение разрывов в доступе, занятости и руководстве.
Можно выделить три ключевых элемента:
1. Амбициозные принимаемые меры и планирование. Странам необходимо принимать смелые, интегрированные меры, связывающие национальные энергетические планы с принятыми климатическими обязательствами, включая цели по достижению чистого нулевого уровня выбросов. Это означает формулирование более высоких целей в области возобновляемой энергии, сокращение зависимости от угля, внедрение энергоэффективности во все секторы экономики и обеспечение справедливости и инклюзивности.
2. Масштабирование инвестиций. Для достижения седьмой цели ЦУР необходимо перенаправить триллионы денежных средств в сектор устойчивой энергетики. Государства не могут нести такую нагрузку в одиночку. Механизмы снижения рисков, инновационное финансирование и партнерство между государственным и частным секторами критически важны для эффективного движения потоков капитала.
3. Региональное сотрудничество. Энергетический переход не может быть эффективным и устойчивым без интеграции региональных сетей и трансграничной торговли электроэнергией, а также совместного подхода к разработке критически важных минералов для энергетического перехода и формированию технологических стандартов.
Наш регион продемонстрировал, что трансформационные изменения возможны. Всего 20 лет назад сотни миллионов людей не имели доступа к электроэнергии. В наше время всеобщий доступ к электроэнергии находится на расстоянии вытянутой руки, что доказывает: непреодолимые на первый взгляд пробелы в области чистого приготовления пищи, развертывания возобновляемых источников энергии и энергоэффективности могут быть преодолены благодаря решительной политической воле и смелым действиям. Когда страны АТР соберутся в сентябре для участия в сессии Энергетического комитета Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), их намерение будет ясным: мы должны действовать с настойчивостью, амбициями и солидарностью, иначе рискуем оказаться запертыми на высокоуглеродном пути. Решения, принятые в ближайшие годы, определят энергетическое будущее региона на период, который выходит далеко за пределы 2030 года.