0
948

12.01.2006 00:00:00

Герой не нашего времени

Тэги: шишкин, герой, мужчина, литература


Хитрый человек Сергей Шнуров сформулировал концепцию мужской литературы последнего времени. Звучит она так: "Яйца, табак, перегар и щетина". Эта скучная истина явлена нам в скудном разнообразии оттенков перегарного запаха: какая разница, что пил - грустно, что опять бухой, небритый, ничего не может и пишет, пишет о том, как томился, как плутал по темному городу, думал о ней и ее п...е, а также о том, что жизнь дерьмо и некуда податься честному парню без амбиций. Наркота, маета, гомосексуализм и не понятая никем душа - плата за избранность.

Про такого сорта мытарства можно читать у Генри Миллера и у Чарльза Буковски, но вот эпигоны их третьесортны. Стиль жизни взяли взаймы, а на большее пороху не хватило. Их герой нуден, статичен, никуда не стремится, масштаб его личности не выходит за границы размеров его первичного полового признака. У него не работает душа - возможно, потому, что за ней пусто, а все, что у него имеется в наличии, - см. строчку из песни Шнурова.

В потоках симулированного бруталитета и квазиисторических мистификаций, где действует либо по-человечески отвратительный, либо не по-человечески ходульный и картонный герой, скучаешь по "другому" герою. За этого "другого" критики и полюбили Михаила Шишкина. Очень понятная ситуация - караул отчаялся ждать. Шишкин же напомнил "миру" о том, что мужчина, слава богу, тоже человек. Что он может быть тонко организованным существом, может любить женщину не по-скотски и матерно, а как пристало человеку - из сокровенной глубины души. Может он и осмысливать пережитое - обратиться к высокому содержанию бытия. Это очень обнадеживает, потому что такой герой близок к Богу, а значит, бесконечен. Ему, грубо говоря, есть куда расти. Его жизнь - духовно осязаемый и осмысляемый путь, но он не мученик и не святой, а обычный человек - пишет и о первой любви, и том, как ребенка родил, и как скитался, и как терял.

Тема любви в "Венерином волосе" - главный двигатель всех сюжетных линий. У Шишкина она глубоко интимна и по-человечески полноценна, в ней нет второстепенного, нет обид и мелочных счетов. Писать о сокровенном так - это духовный труд. И сильная сторона героя в том, что он принимает жизнь смиренно, хотя путь его суров - это путь самых тяжелых утрат: близких, родины, порой надежды, но все-таки не веры. Он не черствеет и не мельчает. И, как любой обычный человек, герой Шишкина имеет и свои "недостатки" - это, вообще-то, разочарованная личность, подавленная и от жизни ничего особо светлого не ждущая, но, что важно, язвы свои не лелеющая.

В общем, ясно куда автор клонит - линия судьбы певицы в "Венерином волосе" - тоже печальна, сцена смерти ее оскорбительна. Мотив же и тут очевиден - нет в жизни счастья, но продолжать ее придется, если даже смерть становится для человека, и без того измученного очень длинным и тяжелым жизненным путем, ужасной. Хотя какая разница, если это только окружающим так кажется, а самому человеку, оказывается, нет.

Короче говоря - нет последнего утешения, но точно ведь никто не знает и каждый новый день - надежда... Понятно, что черпать силы придется в себе и будет их столько, сколько сам себе не пожалеешь. "Истина" тягостная, но честная, проверенная судьбами героев романа, который рассчитан, прямо скажем, на небольшую аудиторию современных читателей - не развлекает, не добавляет комфорта и не помогает самооправданию. А что же он дает? Ощущение неисчерпаемости души. Этим все сказано.

"Другой" герой Шишкина на наших просторах интересен и свеж, но явно мал. Он вертикален, но узок - ограничивается кругом глубоко интимных переживаний и далек от актуальной жизни "здесь и сейчас". Он весь в себе и в Швейцарии. Все, что с ним происходит, напрямую каждого из нас не касается. Не отражает жизненно важных тем времени в стране, не дает ключа к осмыслению нашей действительности, не обязывает к размышлениям о своем месте здесь, в сегодняшней России. "Венерин волос" мог быть написан сто лет назад и может быть написан еще через сто, а "Герой нашего времени" - только в 30-е годы XIX столетия. Так что место героя национального масштаба сегодня, увы, по-прежнему не занято.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1880
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4506
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2457
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2811

Другие новости