0
1640

29.03.2007 00:00:00

Критик, человек и собеседник

Тэги: компаниченко, рейзен, мирон черненко


Просто Мирон / Сост. Г.Компаниченко, О.Рейзен. – М.: Материк, 2006, 448 с., ил.

Мирон Черненко. Красная звезда, желтая звезда: Кинематографическая история еврейства в России, 1919–1999. – М.: Текст, 2006, 317 с.

Нет смысла лишний раз обсуждать, хорошо или плохо то, что очень часто о людях начинают активно говорить только после их смерти. Начинают выпускать книги, делать телепередачи┘ Конечно, обидно, что все это делается уже после смерти талантливого человека, но хорошо, что все же делается┘

В 2004 году не стало одного из ведущих российских киноведов и кинокритиков Мирона Марковича Черненко. В общем-то, он никогда не жаловался на отсутствие публикаций – активно работал, писал статьи, принимал участие в работе кинофестивалей. Но только сейчас с разницей в несколько месяцев в разных издательствах вышли сразу две его книги.

Книга «Просто Мирон» представляет собой яркий и выразительный акт прощания киноведов и кинематографистов со своим коллегой. Это сборник статей самого Мирона Черненко, предваряемый несколькими текстами о нем. Его вспоминают режиссеры Марлен Хуциев, Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, киновед, историк кино Наум Клейман и руководитель кинопроцесса Армен Медведев. Всех их объединяет не только принадлежность к одному цеху, но и к одному поколению. Их объединяет близость взглядов на кинематограф. Составители книги – Г.Компаниченко и О.Рейзен – тщательно разобрали не один десяток статей Мирона Черненко, написанных в течение многих лет, на десять разделов. В каждом из них – своя интонация. Есть здесь и серьезные аналитические статьи, и хлесткие, выразительные рецензии на фильмы, и импрессионистские портреты-зарисовки, посвященные российским и зарубежным кинематографистам, которых автор знал лично (среди них Владимир Высоцкий, Олег Ефремов, Армен Джигарханян, Клаус Кински, Орсон Уэллс, Роман Полянский, Эмир Кустурица), и более основательные очерки о жизни и творчестве (о Вуди Алене, Гойко Митиче, Даниэле Ольбрыхском, Душане Макавееве, Фернанделе, братьях Маркс), и обзоры национальных кинематографий (Польши, Югославии, Греции, Болгарии, Монголии), и даже два художественных рассказа – очень поэтичных┘

О чем бы ни писал Мирон Черненко, каждый его текст отличается точностью формулировок, информационной насыщенностью и почти художественной повествовательностью. Каждая статья – это не лекция знатока (хотя эрудиция автора поразительна!), а разговор с читателем, словно с равным. Без дистанции, без лишнего пафоса. «Мирон Черненко был не только замечательный критик – он был и необходимый человек, необходимый собеседник, необходимый друг», – очень точно заметил Марлен Хуциев.

Такой же повествовательностью и глубокой информативностью отличается и его объемный труд «Красная звезда, желтая звезда». Это подробное исследование еврейской темы в российском кинематографе. Почти вековую историю автор разбил на шесть периодов: послереволюционное время, предвоенные годы, Великая Отечественная война и последующее десятилетие, оттепель, застой и, наконец, бесцензурная перестроечная эпоха. Каждый отличается своим специфическим отношением к еврейской теме – всегда тонкой, всегда деликатной и всегда животрепещущей.

Увы, не во всех моментах автору удается полностью избежать тенденциозности. Так, рассказывая о кинокартине Александра Рогожкина «Чекист», Мирон Черненко пишет: «┘но легкий налет юдофобии я в ней все-таки обнаружил, несмотря на то что перед лицом автора все персонажи равны». Действительно, герои фильма – три «рыцаря революции», а по сути три безжалостных палача: два русских и один еврей. О какой юдофобии идет разговор, когда фильм повествует о жестокости, которая не имеет национальности┘

В целом же объем переработанного материала потрясает. Среди героев книги – Соломон Михоэлс, Фаина Раневская, Зиновий Гердт. Автор обозревает десятки картин – от забытых лент до прогремевших на всю страну «Подкидыша», «Комиссара», «Такси-блюза», экранизаций прозы Иосифа Бабеля «Закат» и «Биндюжник и король».

Эти две книги знакомят современного читателя с большим знатоком и пытливым исследователем кино, незаурядной личностью – Мироном Марковичем Черненко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
944
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1052
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1328
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
943

Другие новости