0
1243

27.09.2007 00:00:00

Классификационное сладострастие

Тэги: барт, история, де сад, фурье, лойола


Ролан Барт. Сад, Фурье, Лойола/ Пер. с франц. Б.М. Скуратова. – М.: Праксис, 2007. – 256 с. (Культурная политика).

Это лишь кажется, что между основателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой, скандальным беллетристом Донасьеном Альфонсом Франсуа де Садом и творцом социалистической утопии Франсуа Мари Шарлем Фурье нет ничего общего. Французский вольнодумец и мифоборец Ролан Барт выстраивает их всех в единую линию: каждый представляет одну из смысловых доминант европейского мира. У Сада – это официальная мораль, с которой ему не было бы так сладко экспериментировать, не понимай он важности ее для современников; у Лойолы – католицизм, у Фурье – социализм. А вместе они представляют четвертую доминанту – поглубже первых трех: пафос рационального упорядочивания мира.

Все они – утописты: изобретатели техник систематизации реальности ради ее совершенствования. В этом смысле Барту неважно, кто получается в итоге: правильный католик, совершенный гражданин или идеальный субъект наслаждения: над выделкой каждого трудится механизм по переработке данного в должное. Под разными поверхностями – «одно и то же классификационное сладострастие».

То, что делает Барт, – часть работы освобождения европейского интеллектуала, а за ним и человека вообще из-под власти условностей европейской традиции отношения к миру. Затем они и толкуются не как естественные данности, а как языки. Барт изобличает своих героев как основателей языков описания мира, прибегавших, по сути, к одним и тем же операциям: самоизоляции; разделению живой реальности на знаки и их упорядочению.

Каждый из языков – некоторое «сделай сам». Сам доставь себе наслаждение, сам войди в подлинные отношения с Богом, сам освободись от нерациональной общественной жизни. Главное – делай все по правилам. (Еще одна отличительная черта Нового времени: закрепощение человека руками его самого, по его выбору – и именем свободы.)

Чтобы сформировать человека, показывает Барт, надо выстроить для него язык. А тот – руками самого человека – доделает остальное.

Если описать нечто как систему условных знаков, из-под ее власти можно выйти. Хотя бы – чтобы тут же вступить во власть другого языка. Но условность обоих будет прочувствована, и после этого уже ни один язык не сможет – по идее – владеть тобой вполне. В отношениях с разного рода идеологиями и предписаниями, как «надо» жить, – очень полезно.

Увы, человеку иной раз надо, чтобы что-то владело им безусловно. Чтобы некий язык давал ему единственно надежное описание реальности. Начатая на заре Нового времени работа освобождения, определив основные его черты, влечет за собой и работу закрепощения – неустранимую ее оборотную сторону. Она породила невиданное количество агрессивных идеологий. И когда работа закрепощения по культурному объему возобладает над работой освобождения – тогда Новое время и кончится. Или уже кончается?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

Елена Крапчатова

Академик РАН Александр Дынкин рассказал о главных тезисах доклада Игоря Сечина на  энергетической панели Петербургского экономического форума

0
410
В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

Наталья Приходко

Глава правительства оценил размеры бюджетной дыры на фоне коррупционных скандалов

0
488
Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Ольга Соловьева

Объем поставок по альтернативным каналам может превысить 27 миллиардов долларов в этом году

0
471
Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Иван Родин

В региональных отделениях партии стартовало обсуждение политического отчета ЦК

0
544

Другие новости